SagaLi, С удовольствием! В пятницу сделала расклад на знакомство с колодой. До сих пор под впечатлением! Просто мурашки по коже, она такая глубокая! Наверное ни одна колода ТАК со мной не разговаривала! Хотела бы выложить расклад, просто поделиться, но наверное подожду тему с практикой. Самое главное колода меня приняла! Задумалась над тем, смогу ли я на ней смотреть кому-то кроме себя. Она пока мне кажется больше для осмысления, медитации и откровенного анализа своих проблем. До четверга я не беру никого на расклады, готовлюсь к суду, но потом очень интересно будет посмотреть, как она в работе и какие сферы больше всего ей подходят. По Зелёной женщине (и не только) - когда увидела этот аркан тут же вспомнила мой любимый Шведский сериал "Тайны Сильверхейда". Очень рекомендую. Не хочу пересказывать сюжет, смысл в том, что в современном шведском лесу продолжают жить лесные существа, древний народ, живший вместе с людьми много веков Их уничтожают, и люди, и современные технологии, но они берегут традиции, борятся со злом, учат добру и гармонии с природой. Пониманию своих истоков и законов мироздания. Интересно, знакомы ли создатели сериала с данной колодой, но совпадение, как на мой взгляд, очень много. Зелёная женщина - мать леса, хранитель традиций древней магии, она защищает, но может и жестоко наказать тех, кто посмеет покуситься на ее детей. Она не несёт угрозы для тех, кто имеет светлые намерения, но тех, кто несёт разрушение, зло, предательство она выводит на чистую воду и может наказать. Она мудра и видит истинные мотивы поведения людей.
Аркан мне напомнил "Лесную песню" Леси Украинки. И ее главную героиню Мавку. Духа дерева, которая полюбила смертного. Особой схожести нет, т.к. мавок в лесу было много, у каждого дерева был свой дух, здесь же на Аркане Зелёная женщина именно Хозяйка леса. В украинской мифологии я не нашла такого единого главного женского образа (хозяйки леса), в отличие от мужского.
Так как проработка начинается после значительного перерыва, по новой выложу небольшие наблюдения по первым четырем арканам. Желающие могут присоединяться.
0 Странник
Девушка на краю скалы, готовящаяся сделать первый шаг по мосту – радуге. Этот аркан – удивительный по своей силе и очень позитивным ощущениям: Тут есть всё: *вера – в себя и богов: нужно верить в себя, чтобы сделать шаг по призрачному мосту и понимать, что ты – справишься с любыми неожиданностями, *надежда – на то, что все получится даже лучше, чем ты можешь себе представить и ты пройдешь свой путь до конца, *любовь – надо очень любить этот мир, чтобы верить в него и хотеть познать его. Все это подходит Страннику – Шуту. Конечно, тут и значения традиционного Шута вполне подходят.
I Шаман
Старый Маг изображен во время ритуала. На нем – ритуальные одежды, являющиеся его повседневным, привычным одеянием. Рядом на камне – ритуальные инструменты. Маг – это всегда профессионал. И именно профессионального жреца мы тут видим: его профессиональная деятельность заполняет всю его жизнь, он на жизненные обстоятельства смотрит сквозь призму своей профессиональной деятельности. В этом образе можно увидеть абсолютную веру в себя, в свои знания, опыт и навыки. Он верит, что у него получится все, а если не получится, то он – попытается еще и еще, пока не будет получаться, Шаман – это жрец, находящийся в экстатическом состоянии, т.е. он, можно так сказать, 50 на 50 находится (принадлежит) в нашем и Ином мире. И эта своеобразная пограничность, «незаконченность» - прекрасно соответствует Магу как аркану (он же никогда не говорит о том, что что-то завершено; он всегда подчеркивает, что всё «в процессе»)
II Провидец
Провидица в состоянии транса стоит возле ритуальной чаши природного происхождения в Месте Силы – или в сакральном месте ее племени. Она рассматривает Нити Прошлого и Будущего. В левой, принимающей руке у нее посох с множеством подвесок, которые, видимо, помогают ей. Соколиное оперение (признаться, я как увидела – для меня оно стало именно соколиным; автор пишет, что это – совиное оперение, так что – как кто видит, так и толкуйте) на плечах напоминает о Богине Фрейе, священным атрибутом которой оно является. Фрейя – богиня вельв, пророчиц, повелевает Судьбой, связана со смертью. Т.е. Богиня, которой ведомо прошлое и будущее. Возможно, эта пророчица – жрица ее культа. В этом образе присутствуют все традиционные значения аркана «Жрица»: *знания, умение получать знания о прошлом и будущем, *мудрость, основанная на понимании и знании законов богов и Вселенной: своей задачей Жрица видит именно восприятие и понимание окружающей действительности сквозь призму этих законов, *Жрица – тоже занимает пограничное положение между мирами, между прошлым и будущим, соединяя все это в себе, в своем внутреннем мире. Она – всегда в гармонии с окружающим миром, чувствует его, пропуская его силы через себя и резонируя с ними.
III Зеленая Женщина
Зеленая Женщина – это божественный образ, олицетворяющий Мать-Природу в ее расцвете. Это – сама Жизнь на своем максимуме, сильная, способная противостоять чуждому ей, способная воспроизводить и продолжать себя, согревать и питать всех, кто возле нее. На первый план здесь выведены именно: *силы плодородия, зачатия, деторождения, *покровительство всем формам жизни (жизнь и радости жизни во всем их многообразии), *крепкое здоровье, *расцвет и процветание. Котел здесь как символ Жизни, деторождения, тайн жизни и смерти (из смерти – новая жизнь), здоровья. (символика котла: в данном случае мне ближе не котел Кэрридвен, а котел изобилия Дагды – символ не только благополучия, сытости, но и символ воскрешения, излечения от болезней и ран)
Задумалась над тем, смогу ли я на ней смотреть кому-то кроме себя. Она пока мне кажется больше для осмысления, медитации и откровенного анализа своих проблем. До четверга я не беру никого на расклады, готовлюсь к суду, но потом очень интересно будет посмотреть, как она в работе и какие сферы больше всего ей подходят.
Ага, порой такие тематические колоды кажутся узко специализированными) Потом уже получается определиться))) Но то, что для медитаций она очень хороша - это точно))) И с такими колодами и в самом деле, приятно общаться просто для себя)))
ЦитатаСантия ()
Интересно, знакомы ли создатели сериала с данной колодой, но совпадение, как на мой взгляд, очень много.
Да, германский и кельтский эпос и фольклор - схожи очень)))
ЦитатаСантия ()
хранитель традиций древней магии,
да, очень верно) Хранитель традиций и законов)
ЦитатаСантия ()
Зелёная женщина именно Хозяйка леса. В украинской мифологии я не нашла такого единого главного женского образа (хозяйки леса), в отличие от мужского.
ага, в славянской, вроде, нет подобной. И еще. Вообще, образ "Зеленая женщина" по моему это - что-то новое Зеленый мужчина - это 100% древний образ, а вот женщина. БОгиня-мать, хозяйка лесов, дикой природы - она в основном под именем именно БОгини матери + местное имя шла. А такой образ я не встречала в традиционном эпосеForever...
вот не зря именно "странник", а не шут. Ему (ей) нужно пройти через дикий лес (путешествие героя), вероятно, обряд инициации. А чтобы это путешествие состоялось нужно не просто верить в себя, а стать частью этого леса, научиться слушать, на каком языке он говорит. Поэтому плюс к тому, что написали выше, это готовность мимикрировать под окружающее пространство, сознательная или обязательная готовность рискнуть (хочешь пройти инициацию или обязан это сделать - суть одна, идти надо). Отсюда же - обстоятельства, в которых иначе как шутом (новичком) себя не покажешь, потому что ты им сейчас и являешься. Следствие - готовность к обучению и широко раскрытые глаза и уши, начало нового этапа в жизни (но это уже стандартный Шут, пардон).
Любопытно, что и перед Провидицей и перед Зеленой женщиной сосуды с жидкостями. Если с Провидицей понятно, то с Зеленой женщиной, честно говоря, не очень - она в отражении будущего не видит, и это же не Умеренность Вообще выбор Зеленой женщины авторами колоды в качестве Императрицы объясним - идеальная пара Императору. Но - если о Зеленом человеке есть множество легенд и он, скажем так, полноправный хозяин леса, то о Зеленой женщине я ничего не нашла (только мистический роман Страуба и какую-то киношку с этим названием). Как я понимаю, авторы колоды этот образ не из мифологии позаимствовали, а из какого-то очень странного современного ее извода, или сами придумали. Поправьте, пожалуйста, если ошибаюсь. Поэтому к трактовкам выше добавить нечего: из "земной" императрицы сделали, как смогли, "лесную". SagaLi,
Цитата
Котел здесь как символ Жизни, деторождения
Про здоровье и исцеление ясно, но я не очень поняла, как котел соотносится с жизнью и деторождением? И еще один вопрос можно?
Цитата
о Богине Фрейе
Разве колода не на британской мифологии построена? Или я что-то путаю и тут понамешано всякого?
Котел в кельтской мифологии - символ вдохновения и знания, а также источник трансформирующих, преобразующих и возрождающих сил. Магия Священного Котла стирает границы между человеком, животным и божеством. Любая форма может преобразоваться в любую другую посредством этой магии.
источник трансформирующих, преобразующих и возрождающих сил. Магия Священного Котла стирает границы между человеком, животным и божеством. Любая форма может преобразоваться в любую другую посредством этой магии.
Отличная информация! Получается, что по логике этой карты - она собралась сварить этих двух существ, которых держит в руках, чтобы получилось что-то третье? (Добрая хозяйка леса ) Но разве это не про Умеренность, где как раз и должна происходить трансформация?
Цитата
Магия Священного Котла стирает границы между человеком, животным и божеством.
Получается, что это противоречит смыслу карты - ведь какая Императрица / хозяйка леса будет приравнивать себя к своим подданным, а тем более к людям? Надо книжку авторов колоды откопать, может, они это как-то объясняют.
Но ладно, Императрица как мать-природа в целом понятна. С котлом, наверное, я слишком придираюсь, может он там просто для красоты нарисован
elaguaverde, Книжка у меня есть. Там сказано, что Зелёная женщина в артурианской традиции представлена как Владычица озера, поддерживающая Артура и Ланселота, а другой истории как Букет Невесты к которому стремились рыцари. Пока в этом контексте информацию не смотрела, нужно поискать будет.
Про котёл больше сказано в описании Зелёного Человека (Императора) " котёл процветания и возражения природы, который является олицетворением хранителем и хранилищем жизненной энергии созидания и стабильности. Он представляет престол царства, который сейчас пуст, а Зелёный человек охраняет его копьём власти и рогом изобилия"
Сантия, я тоже залезла в книжку, точнее в ее чудесно сделанный перевод (за что огромное спасибо талантливым переводчицам!).
Цитирую: "Золотой янтарный кубок перед ней наполнен молоком любви и сохранения". Так что вопрос с котлом снят - это не котел, это кубок. А огонь вокруг него, вероятно, чтобы молоко не остыло - это сияние золота.
elaguaverde, А я не могу со слепу рассмотреть, где же кубок? А оно вот что оказывается... Хотя на Зелёном мужчине он такой же по-моему.... Только почему-то котел...
Про здоровье и исцеление ясно, но я не очень поняла, как котел соотносится с жизнью и деторождением?
Котел олицетворяет: 1. Переход между мирами - значит символ как смерти, так и возрождения 2. женское чрево, откуда рождается новая жизнь 3. Изображенная на стенке Шила-на-Гиг - символ зачатия и деторождения
Цитатаelaguaverde ()
Разве колода не на британской мифологии построена? Или я что-то путаю и тут понамешано всякого?
Я взяла близкий себе образ. Это - индивидуально) Тут, конечно, кельтистика, но многие германские образы у меня прекрасно вписываются. Ну а если Англию брать: англосаксы все же германцы, а смешавшись с местным населением дали синкретизм.. На валлийскую традицию у меня колода не тянет, если только на ирландскую, но для нее, я бы сказала, жестковата она. Германское неоязыческое мировосприятие чувствуется. так что, на мой взгляд, скорее, помесь все же) Но с кельтским уклоном.Forever...
Цитирую: "Золотой янтарный кубок перед ней наполнен молоком любви и сохранения". Так что вопрос с котлом снят - это не котел, это кубок. А огонь вокруг него, вероятно, чтобы молоко не остыло - это сияние золота.
Не читаю я книжку))) Если колоду понимаю, то только потом читаю, чтобы еще что-то узнать) По размеру... не... для меня это котел Forever...
По Владычице озера, которую автор книжки в том числе видит в Зелёной женщине
Нашла интересную статью, где, кстати указывается на владычицу леса, правда в трактовке Толкиена Привожу целиком. Хотела сделать выдержки, но мне весь материал показался интересным и полезным для понимания роли женщины
ВЛАДЫЧИЦА ОЗЕРА Ее иногда называли Вивианой (Vivian, Vivienne, Vivien, Nimue, Nimiane либо Niniane). Все эти имена представляют собой не что иное, как траверстацию имени Рианнон, красавицы жены Пуйла, владыки Аннона — валлийской Волшебной страны, — впоследствии жены Манавиддана, сына Ллира. В легенде Владычица Озера играет две важные роли. Во-первых, именно она вручает Артуру волшебный меч Экскалибур, символ власти. Интересно, что ни одна из последующих версий мифа (даже «Вульгата»!) не пыталась корректировать это событие, не пробовала исключить из текста чародейку-язычницу и так повернуть дело, чтобы Артуру вручили меч ангелы Господни либо кто-нибудь из святых. А событие это напрямую ведет к кельтской мифологии — к богине Арианрод, которая таким же макаром вооружила своего сына Ллеу. Во-вторых, Владычица Озера (по «Вульгате») была воспитательницей Ланселота, которого похитила еще младенцем. Именно от Владычицы Озера Ланселот получает имя — крещен он был, как мы помним, Галахадом. И снова перед нами отсылка к валлийской Арианрод, которая не только вооружила, но и дала Ллеу имя «Ллау Гифес». Бытует теория, что роль женщины в кельтском обществе была колоссальной. Во многих мифах (Кухулин) герой проходит обучение у женщины-чародейки либо воительницы. Во многих легендах привилегией матери, опекунши либо жрицы является именно присвоение мальчику «взрослого» имени и вручение ему оружия. Вероятно, это связано с вышеописанным и крепко укоренившимся среди кельтов культом Тройственной Великой Матери. С прадавних кельтских обрядов идет описанная в «Туманах Авалона» инициация Артура — символический любовный акт, ритуал оплодотворения и урожая, когда владыка берет на себя обязанности любовника, опекуна и супруга Земли, персонифицированной как женщина. Великая Богиня, символом которой становится девственница-жрица. Таким же образом викканка Дайана Паксон («The White Raven») описывает первую брачную ночь короля Марка и Изольды, которую изображает преданная служанка Брангвен (Branghien), доказывая тем самым, что свадьбы кельтских вождей свершались путем подобной мистерии «Ритуал с кобылой и купанием в бульоне в литературе фэнтези не встречается. Нет об этом ни слова и в некоторых „серьезных“ исследованиях, касающихся кельтов. Видимо, либо такое относят к разряду сказок, либо полагают, что подобное практиковалось лишь в глубоко первобытной культуре кельтов. Как кошмарный друидский ритуал сжигания людей живьем в ивовых клетках-чучелах был впоследствии заменен сжиганием жертвенных животных либо их чучел, так и малосимпатичную содомию с кобылой заменили более естественным, более приятным и решительно более безопасным актом с монахиней. — Примеч. авт.». Томас Мэлори «наказал» Владычицу Озера за «язычество и чары», введя в легенду современную символику победы Нового над Старым. Владычица Озера явилась в Камелот, чтобы в ходе какой-то не совсем понятной вендетты потребовать голову доброго рыцаря Балина в качестве платы за подаренный королю меч Экскалибур. Артур возражал, и тогда праведный христианский рыцарь Балин «мечом в тот же миг отсек ей голову на глазах у короля Артура». И хоть богобоязненный рыцарь Балин поступил в соответствии с буквой Письма «Библия обрекает на смерть исключительно женщин-„ворожей“. Она не позволяет жить чародейкам, а о чародеях-мужчинах ни словечка. По указанной Священным Писанием тропе впоследствии следуют различные папские энциклики и пресловутый „Malleus Maleficaram“, определяющие женщину как — цитирую: „сосуд вся“ ческого зла уже в зачатии истории». Конечно, это не что иное, как запоздалая месть мужчин и их «мужского бога» все еще грозной Великой Богине, извечный мужской страх перед естественно доминирующим в природе женским началом. Страх, который в соединении с приглушенным вожделением велит в каждой женщине искать vagina denata. — Примеч. авт.», тем не менее все присутствующие сочли такой поступок позорным. Балина осудили на изгнание, а о дальнейшей его судьбе я кратенько расскажу в главе «БАЛИН И БАЛАН». Владычиц Озера, как можно понять из текста «Смерть Артура» Мэлори, было несколько. Ту, что дала меч Артуру и потом погибла от руки Балина, звали Лиле. Однако до конца легенды появляется и помогает Артуру и его рыцарям какая-то другая Владычица Озера. Порой получается, что эта Владычица — Нимуэ, та самая, которая соблазнила Мерлина. Однако в финале «Смерти Артура» (и на аналогично названном, инспирированном текстом Мэлори полотне Джема Арчера) Артура на Авалон сопровождают четыре королевы — Моргана, Королева Северного Уэльса (неужто друидка с острова Англси?), Королева Опустошенных Земель (тетка Персиваля) и.., именно Нимуэ. Итак, четыре. Но если так, то должна быть и пятая! Ибо кому же принадлежала рука, которую видит Бедивер, рука, схватившая брошенный в воды Экскалибур? Четыре королевы оказались с Артуром на барке, пятая — под водой с Экскалибуром. Другого объяснения (кроме волшебства, конечно) я не вижу. Отсюда следует, что, возможно, права Брэдли, сделав из Владычицы Озера (как и Мерлина) титул, либо друидскую функцию. «Вышедшие на пенсию друидки» отбывают вместе с Артуром на Авалон, оставив в Озере восприемницу. У приходского священника Лайамона в романе «Брут» умирающий Артур, отправляясь на Авалон, говорит Константину, сыну Кадора, что, мол, плывет к «королеве Арганте». Это имя Джозеф Кэмпбелл считает искаженной «Морган-той», то есть Морганой. Владычицы Озера, а также Моргана и Арганта (уже ставшие Моргантой и Ургандой) перекочевали в итальянские рыцарские эпосы XV века — во «Влюбленный Роланд» Боярдо, «Неистовый Ролан» Ариосто. Появляется Моргана и у Торквато Тассо. А наблюдаемые в Мессинском ущелье миражи называли «Фата Моргана» (дословно: чародейка Моргана) и их приписывали именно волшебствам, которыми занимались «Morgana, la Donna del Lago». Дальний же путь проделала кельтская валькирия Морриган… В «Туманах Авалона» все жрицы Великой Богини — Вивиен, Ниниан и Моргана — являются Владычицами Озера, точнее, затянутого туманом острова на озере в окрестностях Гластонбери, где расположен центр культа Великой Матери. Молоденькая же Нимуэ, сгубив Мерлина-Кевина, кончает жизнь самоубийством. У Толкина я вижу двух кельтских Владычиц Озер — Арвен — Вечернюю Звезду, которая снабжает Арагорна его штандартом (символом законного владельца Элессара), и, разумеется, Галадриэль, Владычицу Леса, которая вместе с Фродо уплывает за море из Серой Гавани. Я уже упоминал, что в «Королевских идиллиях» Теннисона и в «Вульгате» Владычица Озера носит имя Вивиен (Вивиана). Это имя «Вульгата» выводит из халдейского. Оно должно означать «И не подумаю». Такие слова долго использовала Вивиен в ответ на домогания Мерлина, до той самой минуты, пока маг не подчинился ей целиком и полностью. Быть может, теперь читателям будет легче понять, каким манером нижеподписавшийся скромный автор фэнтези придумал чародейку Йеннифэр, любимую женщину ведьмака Геральта. Женщину, которая и не подумает поддаться, если у нее нет на то охоты.
SagaLi, спасибо за разъяснения Сантия, очень интересная статья, спасибо!
Мне еще кажется важным, что и у жрицы и у императрицы цветы одежды красный. То есть провидица как минимум эмоциональна, как максимум пристрастна. Она вестник воли богов этого леса, потому справедливость / несправедливость и вообще вся этическая система ориентирована отнюдь не на человеческое мировосприятие и мерить что-то нашими мерками тут не имеет смысла. По императрице красное - страсть, то есть она не только та, что дает жизнь, но и та, что может вполне по-императорски покарать (на что также намекает огонь вокруг кубка-котла). Скорее всего, основываться она также будет на понимании правильного у обитателей леса. Следовательно, чтобы понять язык колоды, эту этическую систему (или хотя бы какие-то основные ее постулаты) тоже нужно будет вывести.