Эта статья адресована преимущественно тем читателям,
которые уже делают расклады на картах Таро — себе, своим друзьям и
знакомым.
В один прекрасный день, все, кто читает литературу о таро,
посещает интернет-форумы и возможно, ведёт свой блог, посвящённый опыту
личного постижения таро, те, кто давно и часто гадает себе и другим на
картах таро, тот, кто тестирует самые различные колоды, рано или поздно
задумывается о себе как о человеке, достигшем уровня — выше
любительского и начинает рассматривать возможность превратить своё хобби
в бизнес. Эта мечта — более чем осуществима! Именно так и начинается
карьера настоящего таролога-профессионала.
В данной статье мы постараемся рассмотреть все стороны этого дела.
С чего же начать?
Начнём с — образования!
Подпишитесь на нашу рассылку и новые статьи будут приходить к вам на почту
Таролог-любитель и таролог-бизнесмен: в чём разница?
Прежде чем открывать бизнес (брать реальные деньги за гадание
незнакомым людям) вы должны понять одну вещь: тех знаний о таро, которые
у вас есть на сегодня — вам явно не хватит, по крайней мере, их
придётся систематизировать.
Прежде чем переходить к обзору рынка и бизнес-советам (орбщим
для бизнеса в этом широком направлении — «эзотерика»), мы
рассмотримчастности, касающиеся непосредственно таро как бизнеса.
Мы рассмотрим довольно подробно «три кита», которые нужны
тарологу, собирающемуся заниматься раскладами на картах таро как
бизнесом:
Вот эти три кита таролога-профессионала:
Систематизированная лично вами справочная литература по таро,
Чёткая организация своего труда: своего рабочего времени и
рабочего пространства; умение защититься от профессионального выгорания;
Овладение умениями и навыками профессионала-«консультанта»
(профессионала, занимающегося психологическим консультированием или шире
— специалиста помогающих профессий).
Начнём с «первого кита».
Систематизация справочной литературы
Вам часто приходилось сталкиваться с тем, что в ходе расклада вы вдруг «забыли, что означает рыцарь монет»?
Часто ли вы, гадая друзьям, держите у себя под рукой яркие
«книжки по таро», купленные вами в интернет-магазине, в эзотерической
лавке или попросту — в книжном магазине на полке «эзотерика»?
Тарологи-эксперты часто дают такой совет: «Не стесняйтесь
заглядывать в свои любимые «рабочие» книжки, когда гадаете людям, не
стесняйтесь говорить им просто и честно, что вы не всё понимаете в
данном раскладе и вам нужна консультация с брошюрой». Ведь в
конце-концов (продолжают тарологи-эксперты) вы разговариваете с
человеком (тратя на это своё личное время!) о самом интересном для него
предмете — о нём самом...
Этот совет — идеален и ему действительно необходимо следовать,
только... только если вы — начинающий таролог-любитель, работающий на
добровольных началах, а не таролог-бизнесмен!
К сожалению, заглядывание при клиенте в яркие книжки, легко
доступные всем рядовым покупателям (а у вас есть другие труды по таро?)
бизнесмена — дискредитирует.
Однако абсолютно неправильным (и ещё худшим!) вариантом
действий было бы — полное игнорирование обращения к справочной
литературе в случае затруднения при чтении расклада.
Полагаясь на свои:
интуицию,
богатую фантазию,
хорошо подвешенный язык,
и спящую совесть,
таролог с ложным самомнением иногда рассуждает так: «Лучше я сейчас чего-нибудь наплету, чем разрушу свой имидж! Главное, не делать пауз!»
Такой подход приводит к тому, что всё богатство значений карт
таро так никогда и не откроется начинающему тарологу. Он так и будет всю
свою профессиональную жизнь оперировать тем бедным репертуаром значений
карт, которые он не поленился запомнить ещё на первых порах своего
знакомства с таро, когда ещё давал себе труд заглядывать в книги.
Есть третий — «срединный» путь. Он — трудоёмок, но он-то и кажется нам идеальным.
Перед тем, как открывать свою частную практику — подготовьтесь!
Соберите все свои любимые книги по таро, которым вы доверяете, и
наберите на компьютере текстовый файл (подобие книги-методички), где
будет собрана и систематизирована вся необходимая вам справочная
информация о картах таро, которая нужна под рукой во время расклада.
Этот текст-шпаргалка (опорный конспект) Вы распечатаете и
вложите в красивую массивную папку с файлами и будете гордо
консультироваться с ней на глазах у клиента, если в этом возникнет
необходимость.
Труд, который вы проделаете, систематизируя все хаотичные
знания, которые до этого лежали мёртвым грузом в ваших книгах, уже по
факту проведённой работы сделает вас — намного подкованнее и подготовит
во всеоружии к встрече со «спонтанностью».
А главное, сам внешний вид этого «труда» вызовет уважение и доверие клиента — к вам и вашей работе.
Одно дело — заглядывать в «книжки», другое дело — в личный
рабочий конспект, являющийся (без всякого преувеличения!) плодом ваших
неоднодневных наблюдений, раздумий и интеллектуальных усилий по
систематизации!
Замечание по поводу «неоднодневных наблюдений». Конечно же, не
забывайте вносить в этот «талмуд» и свои личные наработки — в этом
заключается главная ценность вашей «книжки». (Кто знает, возможно,
впоследствии, вы сможете написать по её материалам — настоящую книгу!)
Вспомните свои студенческие годы: как по-разному смотрелись в
ваших глазах два преподавателя — один, который читал лекцию по учебнику
(!), даже и «своему учебнику», и второй, который заглядывал в свой тогда
ещё чаще — рукописный, но — конспект!
Второй «кит» начинающего таролога-бизнесмена:
Чёткая организация труда: рабочего времени и пространства; защита от профессионального выгорания
Всему этому помогут меры, распределённые нами по следующим пунктам.
Пункт первый: Листовка «Часто задаваемые вопросы» ( FAQ )
Запомните: вы — не бесплатный справочник, а ваш клиент — это не
ваш ребёнок-почемучка, которому вы обязаны ласково отвечать на все его
«наивные» вопросы. Один из самых коварных хронофагов любого
профессионала — это ответы на такие «запросы» клиентов, про которые
современная интернет-публика сложила поговорку: «гугл (или яндекс) тебе в
помощь!»
Однако, клиенту вы этого сказать, разумеется, не имеете права.
Тем не менее, в бизнесе выход из такой ситуации уже давно найден — файл
(если речь идёт о вашем сайте) или распечатанная листовка «Часто
задаваемые вопросы», если речь идёт о живом общении.
Как узнать — какие же вопросы вам будут «задавать часто»?
Ну, во-первых, тут уж пришёл черед вам самим сказать себе
сурово что-то типа: «гугл мне в помощь» и полистать страницы форумов и
чатов, посвящённых таро — там вы найдёте все вопросы дилетантов и
«проходящих мимо».
А во-вторых, вам всё-таки придётся в самом начале вашей карьеры
таролога терпеливо и безропотно собирать «часто задаваемые вопросы» от
ваших же собственных клиентов с тем, чтобы дома, на досуге, составить по
этим вопросам свой личный (основанный на собственном опыте) FAQ .
Пункт второй «Не позволяйте клиенту играть с вами в игру «Угадайте, в каком кармане я спрятал свои часы!»
Когда мы делаем расклад на таро — а) для друзей и б) бесплатно,
нам — легко. Никто не требует от нас чудес прозорливости, нам прощают
ошибки, и мы (для начала) и так неплохо знаем жизнь наших друзей.
Трудности начинаются тогда, когда к нам приходит первый платный клиент
«с улицы» и хочет за свои деньги получить «шоу», увидеть в вас
«потомственную гадалку».
Никогда не работайте с теми клиентами, которые путают кабинет
таролога и цирк, которые настаивают на том, чтобы вы «угадали» о них
всё, (не получив от них о себе — ничего), и при этом сделали
качественнейший расклад.
Говорите о том, что вы проводите расклады, усиливающие самосознание клиента, а не занимаетесь «чудесами» или «ворожбой».
Говорите честно о том, что вы — не Нострадамус, не Ванга и не Вольф Мессинг.
Говорите, что таро — это больше всего инструмент работы современного психолога-юнгианца, а не реквизит циркового предсказателя.
Наконец, говорите о том, что ваш девиз это: «Чем больше я
получаю от вас информации (где и как у вас болит), тем лучше я
гарантирую расклад (возможную помощь-лечение)».
Укажите это всё в вашей листовке FAQ , и эта мера сразу отведёт
от вас поток клиентов, которые желают «на говорящую собачку
поглядеть»...
*** И тем не менее, карты таро устроены так, что
действительно позволяют увидеть поверхностную (бьющую в глаза)
информацию о клиенте и его делах, даже не расспрашивая его при этом ни о
чём.
Для этого в начале сеанса Вы можете (и в общем-то, должны)
сделать быстрый предварительный расклад, обращая внимание на характер
выпавших карт: сколько в раскладе Старших Арканов, какие масти —
преобладают, какие в раскладе преобладают цифры (например, десятки или
двойки?). Впрочем, если вы — тот, кому адресована эта статья, то вы
умеете делать предварительный диагностический расклад.
Единственное, что вы должны не забыть донести до своего
клиента, так это информацию о том, что предварительные диагностические
расклады отвечают лишь на самые поверхностные вопросы, позволяют создать
«неточный фоторобот клиента и его ситуации».
Пункт третий: наподобие школьного репетитора берите деньги
не за факт расклада, а за «академический час», за потраченное на общение
с клиентом — время. Установите жёсткий регламент и научитель
«искусству завершения контакта», которому специально обучают
профессиональных психологов-консультантов. У тарологов принят следующий
регламент: 15-минутный расклад (самый короткий, обычно делается на одну
или на три карты), получасовой расклад и часовой расклад.
Пункт четвёртый: Не тратье своё время на психически и
эмоционально неуравновешенных людей, на любителей поспорить о религии и
атеизме. Умейте сразу же говорить «нет» тем клиентам, которые
находятся «не в вашем формате». Расскажите о политике Вашего общения в
своей листовке.
Пункт пятый: Не спорьте с недовольным вами и вашим раскладом клиентом.
В случае настойчиво выражаемого недовольства — немедленно возвращайте
деньги, принеся «свои извинения» (и сделав это как можно более
искренне).
Как говорят в таком случае тарологи-эзотерики, «вам не нужна
энергия этих денег». А с точки зрения простой прагматики бизнеса, вы,
во-первых,
сэкономите «массу своих нервов» и своего времени,
а во-вторых,
пресечёте всяческие попытки данного клиента «очернить вашу
репутацию» по «сарафанному радио». Тот, кому вернули полностью сумму,
принеся свои извинения, вряд ли решится на досужие разговоры о вас за
вашей спиной.
Третий кит успеха таролога-бизнесмена: Овладение
умениями и навыками психологического консультировании. Таролог как
специалист помогающих профессий.
Давайте вспомним о том, что сегодня миллионы ваших будущих
коллег-тарологов представляют себе свою работу с клиентами как
психологическую помощь, психологическое консультирование. Расклады же,
которые проводят миллионы ваших будущих коллег, призваны лишь усилить
самосознание клиента ( а не предсказать дату смерти или «сколько у меня
будет детей»!)
Таро и психология: насколько эта связь уместна?
Эта связь — более чем уместна! По наблюдению
тарологов-профессионалов, мало кто из клиентов обращается к тарологу в
том случае, когда его дела идут блестяще. Люди приходят к тарологу в
периоды сомнений, тревоги, нерешительности, в периоды, когда их
обуревают чувства. ИНЫМИ СЛОВАМИ, ЗАНИМАЯСЬ РАСКЛАДАМИ НА ТАРО, ВЫ ЧАСТО
ЗАНИМАЕТЕСЬ ПСИХОТЕРАПИЕЙ.
Именно поэтому базовые знания, которые даёт специализация
«консультанта» вам просто необходимы. И это всё — для того, чтобы вы
могли лучше помочь (а не навредить!) людям.
Но базовые знания консультанта нужны вам ещё и для того, чтобы помочь себе и своему бизнесуи не навредить им!
Так, именно консультантов-психологов обучают «пятишаговой
модели интервью», «искусству завершения контакта», «защите от
перегорания-выгорания» и многим другим премудростям, которые связаны с
помощью другим людям при условии живого контакта.
Будучи только тарологом, вы не имеете права заниматься
внемедицинской и медицинской психотерапией, однако вы имеете полное
право заниматься «психологическим консультированием».
Чем же вы будете заниматься?
(Внесите эту информацию в свою листовку, при желании творчески переформулировав)
Вы работаете с клинически здоровой личностью. То есть, с
обычными людьми, которые имеют разнообразные психологические трудности в
их повседневной жзни, жалобы невротического характера, однако:
преследуют цель дальнейшего развития своей личности.
Обе стороны (Вы и ваш клиент) должны быть априори уверены в
том, что человек способен изменяться, выбирать в конце-концов ту жизнь,
которая его удовлетворяет и найти способы использования своих задатков,
какие бы субъективные и объективные трудности не возникали на этом пути.
Консультант (то есть — вы) не должен навязывать клиенту своих
ценностей, хотя ваше ценностное участие — предполагается, поскольку
заявленной целью вашей встречи является — изменение поведения клиента и
развитие его личности.
Общаясь с клиентом, делая ему расклад на таро, вы обязаны в
совершенстве владеть техникой интервью психологического
консультирования», а также такими важными техниками, как:
активное слушание,
вербализация,
подача невербальных сигналов,
открытость,
умение давать и принимать обратную связь,
умение бороться с контрпереносом...
Ниже я хочу вкратце ознакомить всех начинающих
тарологов-консультантов с классической пятишаговой моделью интервью,
разработанного специально для консультирования.
Пятишаговая модель интервью или о чём вы должны говорить с кверентом, делая ему расклад на таро?
Шаг первый
Установите контакт и сорентируйте вашего кверента на совместную работу.
Второй шаг
Займитесь сбором информации о кверенте. На этом этапе необходимо выяснить: «В чём, собственно состоит проблема?»
Третий шаг
Консультант должен помочь кверенту осознать —какой результат он желает получить? Или: «Чего ты хочешь добиться?»
Четвёртый шаг
Консультант-таролог помогает кверенту найти альтернативные решения «Что мы ещё можем сделать, чтобы было хорошо?»
Шаг пятый
Консультант в форме резюме — обобщает то, что сказал своему кверенту и грамотно завершает контакт.
Некоторые тарологи советуют вести аудио-стенограмму встречи и
вручать диск клиенту после завершения работы так, чтобы клиент на досуге
смог сам переслушать и заново пережить то, что услышал на этом «уроке»
от таролога.
Карты таро как проективный тест или что ещё должен уметь таролог?
Большинство колод таро (и разработанных на их основе техник и
упражнений) воспринимаются сегодня как проективные методики, проективные
тесты, психологические рисунки, которые нужно «отгадывать». При работе с
таро, как тарологи, так и психологи используют знания о проективных
методиках психологии. Кроме того, современная работа уже давно вобрала в
себя некоторые аспекты таких популярнейших психотерапевтических методик
как метод арт-терапии и метод сказкотерапии...
И наконец, резюмируя эту часть нашей статьи: Для чего тарологу «учиться на психолога»?
Навык активного слушания, навык ведения психологического
интервью — это не так сложно, как вам кажется. Всё это ничуть не
выдуманное, не взятое с потолка, а — естественное для человека
поведение, когда он общается с приятными для него людьми.
Однако, будучи осознанным и разложенным на ряд чётких
инструкций, это поведение может быть использовано и в работе — с любыми
людьми. Это как раз то, что и нужно профессионалу! Так вы защитите себя
от хаоса в рабочем пространстве, защитите себя от профессионального
выгорания, избавитесь от «пожирателей времени» или хронофагов.
Ниже я порекомендую вам литературу, которая поможет овладеть
всем необходимым корпусом знаний, прежде чем открывать консультационный
бизнес и «отдавать себя на растерзание людям»:
Г.В. Старшенбаум Тренинг Навыков практического психолога, М., «Психотерапия», 2008
Галина Тимошенко, Елена Леоненко «Стратегии и тактики психотерапии», М., «Психотерапия», 2007.
а также все книги Юлии Борисовны Гиппенрейтер, которые
посвящены грамотному повседневному общению родителей с детьми, но по
сути в доступной и очень живой форме рассказывают именно о том, что вам
как раз и будет необходимо знать, начиная работу таролога-консультанта:
об «активном слушании», «обратной связи» и пр...
Бизнес-взгляд: Таро как «предоставление прочих персональных услуг»
Салоны «чародейства и волшебства» по прибылям стоят на втором
месте сразу за бизнесом, торгующим спиртными напитками — так считают
некоторые московские эксперты.
С точки зрения государства любой, кто занимается раскладами на
картах таро «и прочей эзотерикой» условно говоря, гадалки — это обычные
индивидуальные предприниматели. Они регистрируют предприятие ИП и
спокойно платят свои налоги.
В полученном же свидетельстве ИП у них значится такой вид деятельности как «Предоставление прочих персональных услуг».
Многие предприниматели выходят за рамки ИП, организуя
всевозможные «Центры духовного развития». Легально такие центры проводят
только лишь семинары и лекции, продают диски и брошюры эзотерического
содержания. «Клуб по интересам» — только и всего. Кому-то интересна
вышивка, кому-то «гадание на картах таро»...
Вообще же, на сегодняшний день существует три основных пути для начинающего бизнесмена-таролога:
Открыть ИП. Рекламировать себя в социальных сетях, на
личном сайте, а также методом сарафанного радио. (Избрав такой путь —
путь новичка, некоторые вообще не спешат открывать ИП, работая
«вчёрную»). Однако, в тот момент, когда когда ты уже начинаешь
продумывать дизайн своих буклетов и визиток, и повышаешь стоимость
консультационного часа, позиционируя себя как нормального таролога —
пора открывать ИП.
Арендованное место в эзотерической лавке, в магазине
эзотерической литературы. Это (а также многочисленные фестивали и
ярмарки, посвящённые эзотерике) путь большинства ваших западных коллег.
Прежде чем искать себе «уголок» в эзотерической лавке, убедитесь в том,
что в вашем городе такие лавки вообще — есть и что они имеют богатый
клиентопоток.
Открытие «Центра духовного развития» или того самого «клуба по
интересам», о котором мы писали выше. В этом случае у вас должен быть
самый широкий спектр предоставляемых услуг и коллеги-соинвесторы. Вам
придётся найти себе компаньонов: астролога, специалиста по аюр-веде,
трненера по йоге и т.п.
В общем, прогноз экспертов рынка в этом сегменте выглядит утешительным (хотя цифры не называет никто).
Коммерческого успеха в бизнесе добивается тот, кто сумел найти насущную потребность и удовлетворил, насытил её.
У каждого из нас есть потребность в чуде. Поэтому бизнес
консультанта, который продаёт своё время, умения, способен подать себя
со своей колодой таро... такой бизнес можно рассматривать как необычайно
привлекательный и даже — безрисковый в финансовом смысле.
Категория: Полезные материалы для всех | Добавил: data (09.10.2012)
| Автор: boldogs Ключевые слова: гадание на таро, платное гадание, таро и бизнес Описание: Платное гадание на таро
Еще раз читаю... умение защититься от профессионального выгорания ведь постоянно выгораю... Кто знает лекарство от этого? Эх, хотелось бы побольше практичных рецептов.
Я вот тоже прошла через период некого временного разочарования. Но нашла выход. Как по мне, единственный вариант - искать что-то новое и интересное для себя, может быть, даже ставить цели; разрешить себе хотеть большего и стремиться к нему на практике, пытаться каждый раз прыгнуть чуть выше; все время пробовать новое и эксперементировать, стараться узнать еще больше. Границ ведь нет, было бы желание. Еще раз повторю - границ нет! И это ого-го как вдохновляет:) Остановка и однообразное повторение у меня убивает весь энтузиазм. И, самое главное, верить в то, что делаешь. Я вот только сравнительно недавно действительно поняла, что любое дело без веры и любви становится механическим и скучным. Без любви к этому самом делу, в смысле:) Если не веришь - не делай, потому что тогда дальше среднего уровня трудно продвинуться. Если уж делаешь - поверь. Так везде, в любой сфере. А еще вот когда получается, да так получается, что сама себе удивляешься,когда получаешь благодарность от души (я тут не про бизнес), тогда никакое выгорание не страшно. Я когда получаю прям такую душевную ОС и понимаю, что реально что-то изменилось в человеке, сама радуюсь и так хорошоооо становится...
Да, мне тоже понравилась статья. Такой стратегический продуманный подход, очень здорово, мне такого не хватает. Вот закончу школу и кааак развернусь с поддержкой всех полученных знаний!
Классная статья. Особенно про "говорящую собачку" понравилось Действительно, совесть мучает, если не вышло, как в цирке. Нужно с этим бороться. Датик, спасибо за материал. А автору конечно тоже.