Начала перечитывать “Отцы и дети». И после первых страниц (приезд молодого Аркадия Кирсанова с другом-нигилистом Базаровым в деревню к отцу и дяде) захотелось параллельно вытаскивать карты. И какая же колода лучше подойдет к классической литературе, чем Викторианские феи?
Итак, для начала я вытащила по карте на каждого из четырех мужчин. Аркадий Кирсанов оказался представлен Четверкой осени (пентаклей), нигилист Базаров – Рыцарем зимы (мечей). Отец Аркадия, Николай Петрович, выпал Десяткой лета (кубков), а дядя Аркадия, Павел Петрович, - Шутом.
Карты Базарова и Николая Петровича легко понятны и объяснимы.
Подпишитесь на нашу рассылку и новые статьи будут приходить к вам на почту
Базаров = Рыцарь мечей:
1. Рыцарь мечей – карта конфликтная и агрессивная, колючая и неприятная. Таким же предстает перед нами Базаров: ярко выраженный конфликтоген (хоть явные перепалки первым не начинает).
2. Рыцарь мечей – разрушитель по природе своей. Базаров тоже видит себя разрушителем. На замечание Николая Петровича: «Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить» Базаров отвечает: «Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить».
3. Рыцарь мечей – воин меча (идеи, принципа). Базаров «воюет» за отсутствие принципов – и это становится его принципом, его идеей.
4. Рыцарь мечей – воин с мечом (словом, идеей). Основное оружие Базарова – его идеи, слова. Его оружием не могут быть ни пентакли (он далеко не богат), ни кубки (в начале книги он презрительно отзывается о романтике и эмоциях), ни жезлы (он не страстен и не аристократичен). Базаров «с мечом» и в буквальном смысле: он проводит естественнонаучные опыты, «режет лягушек» (эта деталь является важной составляющей его образа). Так же, как лягушек, пытается он препарировать и все прочее: любовь, семейные ценности, красоту природы.
Николай Петрович Кирсанов, отец Аркадия = Десятка лета (кубков):
1. Могла ли выпасть Николаю Петровичу более подходящая карта? Феи нежатся в водоеме в жаркий летний день, вокруг царит всеобщая любовь. Николай Петрович – спокойный человек, для которого очень важна его семья и гармония в ней. С первых же страниц романа описывается, как трогательно ожидает он возвращения сына, как предан он был своей первой жене (ныне покойной) и как важна для него его новая семья (Феничка и их маленький сынок), как из любви к сыну он терпит все «выходки» молодежи.
2. Николай Петрович – человек мягкий, романтичный. Он декламирует стихи, читает «немодного Пушкина», играет на виолончели в деревенской глуши, восхищается красотами родного края. Полное соответствие духу масти лета в колоде.
Аркадий Кирсанов = Четверка осени (пентаклей). Хоть это соответствие и не столь очевидно, как два предыдущих, однако благодаря картинке в таро Викторианских фей оно приобретает интересные оттенки:
1. На карте изображены «Фей» и белка, которые ругаются из-за ореха, хотя вокруг валяется полно орехов. Однако они заинтересованы только в том, чтобы отстоять позицию «это мое». Понимать это нужно не буквально (Аркадий не жаден). Отвоевывает он не материальные ценности, а свою взрослость. В начале романа упоминается, что нелегко приезжать взрослым в те места, где тебя помнят еще ребенком. Он рад вернуться к отцу, но ему нужно «обозначить границы» - свою взрослость. И он неосознанно маскирует это под нигилизм (а как кстати здесь Базаров со своим «мечом» нигилизма – его можно поставить на защиту «ореха»). И получается, что все внимание концентрируется на том орехе, который оспаривают друг у друга Фей и белка, в то время как по поводу целой кучи орехов у них на самом деле не возникает никаких разногласий.
2. Аркадий «истинным» нигилистом не смог стать (хоть и увлечен Базаровым, и подражает ему), это понятно с первых страниц. Так, Аркадию неприятно сожительство Фенички и отца, потому что для него понятие «брак» имеет ценность и смысл (в отличие от того, что проповедует Базаров), он считает, что отцу следует жениться на Феничке. Аркадий в этом смысле соответствует практичной и прагматичной масти пентаклей, а характерная для четверки пентаклей позиция «лучше синица в руках» вполне подходит ему.
Наконец, самое загадочное – на первый взгляд – соответствие: Павел Петрович Кирсанов = Шут. Как так? Бывший военный, подтянутый, тщательно следящий за своим внешним видом даже в деревенском уединении, защитник принципов и понятия «честь аристократа» - и Шут? Однако не будем торопиться с выводами:
1) Шут способен бросить все ради очарования манящего зова, пуститься в путь без всяких гарантий. Именно так в свое время и поступил Павел Кирсанов. Молодой военный с великолепными карьерными перспективами бросил блестящую карьеру ради того, чтобы скитаться по свету за своей возлюбленной, графиней Р., которой он к тому времени уже надоел. Он ругал себя за это малодушие (и, вероятно, казался себе и ей «шутом гороховым»), однако поделать с собой ничего не мог. Подобно персонажу карты, который поддался чарам фей, Павел Петрович позволил чарующему безумию овладеть собой - и это определило его жизнь (кто-то скажет, что жизнь его была безрассудно поломана, а кто-то – что в ней были любовь и безумие любви, а это главное).
2) Кроме того, Шут при первом раскладе на персонажей романа может указывать на то, что именно к Павлу Петровичу следует присмотреться повнимательнее, он – персонаж-загадка. И действительно, только потом мы начнем замечать параллели между Павлом Петровичем и его «злостным оппонентом» Базаровым. Известно, что в молодости Павел Кирсанов был «насмешлив, самоуверен и забавно желчен» - теперь же его раздражает самоуверенность и насмешка Базарова. Похожи будут и истории любви Базарова и Павла Кирсанова, и типаж любимых женщин.
Уж не самого ли себя молодого «учуял» Павел Петрович в Базарове еще в начале их знакомства? Не самого ли себя молодого он укоряет и одергивает, когда одергивает Базарова? С первых страниц романа нельзя не заметить, что Базаров раздражает Павла Кирсанова сильнее, чем раздражал бы просто молодой наглец, - как-то по-другому цепляет: глубже, личностнее.
Поэтому такой многогранный и сложный СА, как Шут, да еще и на фоне прочих младших арканов, может указывать на то, что Павел Петрович – самый интересный, самый сложный из них персонаж. И следить за его историей читателю стоит особенно внимательно.
Заметно, что три персонажа из четырех представлены разными мастями, а для полной комплектности мастей не хватает масти весны (жезлов). Как раз той масти, которая подошла бы Павлу Петровичу – он аристократичен, амбициозен, страстен. Если все-таки допустить, что Павел Петрович вносит 4ый элемент (жезлы), то мы получим интересное элементальное взаимодействие между персонажами. Подобно огню на открытом воздухе «распаляется» Павел Петрович от одних мыслей о Базарове. Вполне гармонично взаимодействуют между собой «водный» Николай Петрович и его «земной» сын Аркадий. Разными, «как небо и земля», на самом деле являются Аркадий и Базаров. И так далее.
Собираюсь читать роман с картами и дальше, в ближайших планах - посмотреть на них двух женщин, о которых мы узнаем в начале романа: вторую "жену" Николая Кирсанова Феничку и роковую возлюбленную Павла Кирсанова, графиню Р.
Копирование материала возможно только с указанием автора - Оксана Малькова и активной ссылки на источник.
Категория: Полезные материалы для всех | Добавил: Lisika (01.11.2014)
Ключевые слова: фигурные карты в таро Описание: Известные литературные образы в картах таро