ДОРОГИЕ ЖИТЕЛИ И ГОСТИэта тема для тех кто верит в силу молитвы. Мы часто не знаем как и где найти нужную нам молитву, а ведь порой это последний шанс да и не с каждой бедой знаешь как справиться. Все молитвы действующие.
Буду выкладывать по темам, но если вы не найдете то что вам надо пишите обязательно найдется нужная вам молитва, если будут вопросы с выбором какая вам лучше подойдет пишите разберемся.
ОТЧЕ НАШ Главная молитва христиан: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, и на земле как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукаваго. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь
просьба - интересующие вас молитвы спрашивайте через ЛСOrdo ab Chao
Ветер, ага, значит можно а через пол года что со свёртком сделать? Сжечь и заново поставить оберег или на этот же свёрточек заговорить словами, без свечи?
ОблачкО, а почему через полгода? Что-то я не заметила там этой цифры. Как я думаю, что можно сверток доставать в праздники и на вновь купленную свечу читать заговор.
Ветер, я по интернету порыскала, пишут, что он действует пол года, а вот как подделывать его, не пишут, ещё раз огромное спасибо за помощь и советы, Вы мне очень помогли.
Христианская материнская молитва пресвятой Богородице за чадо свое В народе говорят: маленькие детки — маленькие бедки. И, действительно, родители великовозрастных детей, сталкиваясь с крупными проблемами, которые преподносят их подросшие чада, с грустью вспоминают о тех временах, когда главной проблемой было следить за тем, чтобы ребенок не разбил нос. Но мать всегда переживает за своего ребенка, будь ему, хоть два года, хоть двадцать два. В каких бы сложных ситуациях ни оказались ваши дети, всегда материнской молитвой молитесь за чадо свое пресвятой Богородице. Ее покровительство и заступничество может вытащить из любой беды. Текст православной материнской молитвой за чадо свое Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери услыши меня, грешную и недостойную рабу Твою (имярек). Господи, в милости Твоей власти чадо мое (имярек), помилуй и спаси его имени Твоего ради. Господи, прости ему вся согрешения, вольные и невольные, совершенные им пред Тобой. Господи, наставь его на истинный путь заповедей Твоих и вразуми его и просвети светом Твоим Христовым, во спасение души и исцеление тела. Господи, благослови его в доме, около дома, в поле, работе и в дороге и на каждом месте Твоего владения. Господи, сохрани его под покровом Твоим Святым от летящей пули, стрелы, ножа, меча, яда, огня, потопа, от смертоносной язвы и от напрасныя смерти. Господи, огради его от видимых и невидимых врагов, от всяких бед, зол и несчастий. Господи, исцели его от всяких болезней, очисти от всякия скверны (вина, табака, наркотиков) и облегчи его душевные страдания и скорби. Господи, даруй ему благодать Святаго Духа на многие лета жизни и здравия, целомудрия. Господи, дай ему Свое благословение на благочестивую семейную жизнь и благочестивое деторождение. Господи, даруй и мне, недостойной и грешной рабе Твоей, родительское благословение на чадо мое в наступающие утра, дни, вечера и ночи, имени Твоего ради, ибо Царствие Твое вечно, всесильно и всемогуще. Аминь. Аминь. Аминь.Не берите на себя энергетический долг, благодарите за работу наградой или репутацией.
_Nefertiti_, читайте её - я читала перед своей операцией и операцией свекрови - все прошло хорошо Слава Богу!!!! Я думаю и вам поможет Не берите на себя энергетический долг, благодарите за работу наградой или репутацией.
Молитвы к иконе "Всевидящее Око Божие" для развития ясновидения
Всевидящее Око Божие
Русский учёный Александр Виноградов писал об иконе "Всевидящее Око Божие": "Изображение двойного лица человеческого в виде четырёх или двух глаз, одного носа и губ без сомнения указывает на тесное сближение солнца стихийного и Солнца Духовного - Иисуса Христа Богочеловека, в обоих же вместе макрокосмос и микрокосмос, ибо человек есть малый образ великого образа - мира". Символический лик окружают фигуры четырёх евангелистов: это и четыре стихии, и четыре стороны света, и - если угодно - четыре человеческих темперамента. Ну, а звёздное небо, на фоне которого изображён Христос, не нуждается в толковании: это "Небо небес", царство добра, истины, красоты. Икона выражает идею всеведения Господа, который уподобляется солнцу, как источник света, а способ Божественного ведения - нашему высшему органу - глазу. На иконе изображён круг, концентрически слагающийся из трёх или четырёх кругов: I) Круг первый, центральный, самый меньший, с четырьмя исходящими из него лучами, заканчивающимися за большим кругом изображениями евангелистов или их символов. II) Круг второй, больший, представляет собой как бы лицо человека, на котором помещены 4 глаза, нос и уста. Надпись на окружности: «Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе Спасе Моем». III) Над вторым кругом и надписью изображена с воздетыми руками Богородица. Третий круг пересекается множеством густых лучей, исходящих из центра главного Солнца Правды - Иисуса Христа, направо и налево от Которого написано: «Очи мои на верныя земли посадити и с собою». Надпись на окружности: «Угль Исайи проявляяй солнце из Девической утробы, возсия во тьме, заблудшим благоразумия просвещение подавая». IV) Круг четвёртый, самый большой изображает звёздное небо с тремя серафимами и надписями на окружности против них: «Серафим слово Бог», или изображены 4 ангела, из которых два внизу имеют свитки. Над третьим кругом и главой Богородицы венчает всю икону круг, усечённый внизу, в котором олицетворено «Небо небес» с тремя в нём серафимами, окружающими Господа Саваофа, благословляющего обеими руками; Св. Дух, от Него исходящий, спускается в виде голубя на главу Богородицы. Фигура Бога Отца внизу отчасти закрыта и окружена ореолом, по краям которого надпись: «Бог с небесе сияния своего сподоби мя». На всей же окружности четвёртого круга надпись: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея». Господь, окружённый облаками, сидит на радуге, подножием ему служит серафим с распростёртыми крылами; на персях у Господа Св. Дух в виде голубя. На углах всей иконы расположены 4 круга евангелистов, начинающиеся от третьего круга и выступающие за четвёртый; в них на окружностях приведены объяснительные надписи, содержащие имя и толкование: Матфей писан ангел, посол Господень; Марко писан орлим, возлете на небеса; Лука писан Телчим, Мир; Иоанн писан лев, во гробе положиша. Кроме сего, внизу помещены два ангела, поддерживающие рамку для надписи названия иконы.
Если Вы решили работать с этой иконой с целью развития ясновидения, то совершайте молитвы «Иисусу Христу, Богоматери, Пресвятой Троице, ангелам Божьим». После чего, непосредственно приступая к сеансам ясновидения, проицируйте связь с иконой «Всевидящее Око Божие» в облости «третьего глаза».
Молитва ко Господу нашему Иисусу Христу
Многомилостиве и Всемилостиве Боже мой, Господи Иисусе Христе, многия ради любве сшел и воплотился еси, яко да спасеши всех. И паки, Спасе, спаси мя по благодати, молю Тя; аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать, и дар, но долг паче. Ей, многий в щедротах и неизреченный в милости! Веруяй бо в Мя, рекл еси, о Христе мой, жив будет и не узрит смерти во веки. Аще убо вера, яже в Тя, спасает отчаянныя, се верую, спаси мя, яко Бог мой еси Ты и Создатель. Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя. Но та вера моя да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя. Да не убо похитит мя сатана, и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоей руки и ограды; но или хощу, спаси мя, или не хощу, Христе Спасе мой, предвари скоро, скоро погибох: Ты бо еси Бог мой от чрева матере моея. Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех; и паки поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому. Наипаче же поработаю Тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу, во вся дни живота моего, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва ко Пресвятой Богородице
Пресвятая Владичеце моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смереннаго(ой) и окаянного(ой) раба(ы) Твоего(ей), унынее, забвение,неразумение, нерадение, и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окояннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего;погаси пламень страстей моих, яко нищ(а) есмь и окаянен(нна). И избави мя от многих и лютых воспоминаний и преприятий, и от всех действ злых свободи мя. Яко благословена еси от всех родов, и славится пречестное имя Твое во веки веков. Аминь.
Молитва ко Пресвятой Троице
От сна восстав, благодарю Тя, Святая Троице, яко многия ради Твоея благости и долготерпения не прогневался еси на мя, лениваго(ую) и грешнаго(ую), ниже погубил мя еси со беззаконьми моими; но человеколюбствовал еси обычно и в нечаянии лежащаго воздвигл мя еси, во еже утреневати мои очи мысленныя, отверзи моя уста поучатися словесем Твоим, и разумети заповеди Твоя, и творити волю Твою, и пети Тя во исповедании сердечнем, и воспевати Всесвятое имя Твое, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва ко Святому Ангелу Хранителю
О святый Ангеле, хранителю и покровителю мой благий! С сокрушенным сердцем и болезненною душею предстою ти, моляся: услыши мя, грешнаго раба своего (имя рек), с воплем крепким и плачем горьким вопиющаго; не помяни моих беззаконий и неправд, ими же аз окаянный прогневляю тя по вся дни и часы, и мерзостна себе творю пред Создателем нашим Господом; явися мне милосерд и не отлучайся мене сквернаго даже до кончины моея; возбуди мя от сна греховнаго и пособствуй твоими молитвами прочее время живота моего без порока прейти и сотворити плоды достойны покаяния, паче же от смертных падений греховных соблюди мя, да не погибну во отчаянии и да не порадуется враг о погибели моей. Вем воистинну и усты исповедую, яко никтоже таков друг и предстатель, защититель и поборник, якоже ты, святый Ангеле: предстоя бо Престолу Господню, молишися о мне непотребном и паче всех грешнейшем, да не изымет Преблагий души моея в день нечаяния моего и в день творения злобы. Не престай убо умилостивляя премилосердаго Господа и Бога моего, да отпустит согрешения моя, яже сотворих во всем житии моем, делом, словом и всеми моими чувствы, и имиже весть судьбами да спасет мя; да накажет мя зде по Своей неизреченной милости, но да не обличит и не истяжет мя онамо по Своему нелицеприятному правосудию; да сподобит мя покаяние принести, с покаянием же Божественное Причащение достойне прияти, о сем паче молю, и таковаго дара всеусердно желаю. В страшный же час смерти неотступен буди ми, благий хранителю мой, прогоняя мрачныя демоны, имущия устрашити притрепетную душу мою: защити мя от тех ловления, егда имам преходити воздушная мытарства, да храним тобою, безбедно достигну рая ми вожделеннаго, идеже лицы святых и горних сил непрестанно восхваляют всечестное и великолепое имя в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, Емуже подобает честь и поклонение во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
Ангеле Христов святый, к тебе припадая молюся, хранителю мой святый, приданный мне на соблюдение души и телу моему грешному от Святаго Крещения, аз же своею леностию и своим злым обычаем прогневах твою пречистую светлость и отгнах тя от себе всеми студными делы: лжами, клеветами, завис-тию, осуждением, презорством, непокорством, братоненавидением, и злопомнением, сребролюбием, прелюбодеянием, яростию, скупостию, объядением без сытости и опивством, многоглаголанием, злыми помыслы и лукавыми, гордым обычаем и блудным возбешением, имый самохотение на всякое плотское вожделение. О, злое мое произволение, егоже и скоти безсловеснии не творят! Да како возможеши воззрети на мя, или приступити ко мне, аки псу смердящему? Которыма очима, Ангеле Христов, воззриши на мя, оплетшася зле во гнусных делех? Да како уже возмогу отпущения просити горьким и злым моим и лукавым деянием, в няже впадаю по вся дни и нощи и на всяк час? Но молюся ти припадая, хранителю мой святый, умилосердися на мя грешнаго и недостойнаго раба твоего (имя), буди ми помощник и заступник на злаго моего сопротивника, святыми твоими молитвами, и Царствия Божия причастника мя сотвори со всеми святыми, всегда, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва третья
Ангеле Божий, Хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небеси данный, прилежно молю Тя: Ты мя днесь просвети и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.
Молитва четвертая
Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день, и от всякого лукавствия противнаго ми врага избави мя, да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего; но моли за мя грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь.Не берите на себя энергетический долг, благодарите за работу наградой или репутацией.
О, пресвятая и преблагословенная Мати сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и покланяемся Тебе пред святою чудотворною иконою Твою, воспоминающе дивное знамение Твоего заступления, великому Новуграду от нея явленное во дни ратнаго нань нашествия : смиренно молим Тя, всесильная рода нашего заступнице: якоже древле отцем нашим на помощь тогда ускорила еси, тако и ныне нас немощных и грешных Твоего матерняго заступления и благопопечения сподоби: спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея, церковь святую утверди ( обитель Твою) и всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию и умиленно просящих со слезами Твоего заступления, помилуй и сохрани: ей, Госпоже всемилостивая! Умилосердися на ны, обуревааемыя грехми многими, простри ко Христу Господу богоприимныя руце Твои и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшном суде Его: да спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем, и со всеми святыми воспоем пречестное и великолепое имя достопокланяемыя Троицы. Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь
Святый, славный и всехвальный великомученице Христов Георгие!Собрания во храме твоем и пред иконою твоею поклоняющийся людие молим тя, известный желания нашего ходатаю: моли с нами и о нас умоляемаго от своего благосердия Бога, да милостивно услышит нас просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прощения, да укрепит же данною тебе благодатию во бранех православное воинство, и силы восстаюших враг наших да низложит, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имамы Божественную помощь, и всем в скорби и состоянии сущим многомощное яви твое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да всегда прославляем Отца и Сына и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне и присно и во веки веков. Аминь.
ЛЕЧЕБНЫЕ ЗАГОВОРЫ.
Малокровие
Читать девять раз девять дней подряд на восходе и заходе солнца, при этом осеняя больного крестным знамением:
« Солнце ясное, небо синее, море шумное, Зелен лес, да горы высокие, травы дивные, Да тучи могучие, шлите радость мне, как я вам шлю. Любовь вам дарю, дайте мне любви»
У каждого из нас есть умершие родственники, супруги, друзья и просто хорошие знакомые. И мы помним о них, и иногда они приходят к нам во сне или еще как-то напоминают о себе. Что же нам делать в такой ситуации? Можем ли мы что-нибудь сделать для них?
Многие из нас посещают могилы умерших близких, ухаживают за могилами, заказывают для них надгробные памятники. Те, кто может, стремятся установить памятники дорогие. Так мы стараемся успокоить нашу совесть. Но важно ли это для самих умерших? Этого ли они хотели от нас?
Если мы не веруем в Бога, то мы мало что можем сделать для мертвых. Ведь для неверующего жизнь прекращается с наступлением смерти, мертвое тело распадается, а душа, если она есть, исчезает. Тогда умершим не все ли равно, как мы ухаживаем за их могилами? Неверующие говорят, что в душах живых сохраняется память об умерших, умершие как-бы продолжают жить в своем потомстве. Но это мало утешает. Все равно отсутствует главное - сохранность уникальной личности умершего; личность мертвого исчезает вместе со смертью тела.
Ну, а если все не так? Если личность умершего сохраняется, и она находится в загробном мире; что тогда? Если этот загробный мир не утешителен для нее по неверию и по ее грехам? Можем ли мы допустить и представить, что душа любимого нами при жизни человека сейчас мучается в аду? И муки эти тяжки и невыносимы. Не потому ли порой беспокоится наша совесть, и мы вспоминаем дорогих нам мертвецов? Не любовь ли наша к ним требует от нас некоторых действий?
Христианская любовь живет всегда, в том числе любовь к умершим, а умершие не мертвы, но живы, и сами способны любить нас. Ибо душа человека бессмертна. Но эта душа после смерти тела Богом направляется в рай или в ад. Малое количество праведников направляется в рай для радости общения с Всевышним; многие же по грехам своим попадают в ад. И в аду душа мучается за свои грехи. Вот почему даже у неверующих бывают мучения совести об их нерадении о своих близких умерших. Ибо голос совести - это голос Бога в нашей душе, даже если мы не веруем в Бога.
Каковы же мучения ада? Мы не можем себе этого даже представить. Мучения ада изображаются, как тьма кромешная (внешняя) (Мф. 22: 13; 25: 30), плач и скрежет зубов (Мф. 22: 13; 25: 30), темница духов (1 Пет. 3: 19),преисподняя (Флп. 2: 10), геенна огненная (Мф. 5: 22; Мк. 9: 43), огонь неугасающий и червь неумирающий (Мк. 9: 44, 46, 48). "Если никакое слово не может выразить и тех лютых страданий, какие терпят люди, сжигаемые здесь, то тем более неизобразимы страдания мучимых там [в аду]. Здесь, по крайней мере, все страдание оканчивается в несколько минут, а там палимый грешник вечно горит, но не сгорает" (Святитель Иоанн Златоуст)
Таковы мучения грешников. Так могут мучаться наши родные, супруги, друзья и близкие нам люди. А мы в это время спокойно проводим жизнь и практически ничего не делаем для облегчения их участи. А христианское вероучение наставляет нас, что мы не только можем, но и просто обязаны помочь умершим. Что же можем мы сделать для них? Мы можем с верою в милосердие Божие молиться за усопших, приносить бескровную жертву об их упокоении, подавать милостыню. Только нужно помнить, что Господь тем вернее услышит нашу молитву, если мы сами будем стараться жить по Его заповедям.
Участь души человека предрешается на частном суде в течение первых сорока дней после его смерти. Этот суд отличается от всеобщего Страшного Суда, который будет в конце нашего мира и который вынесет окончательный приговор каждому человеку: душе и воскресшему телу. Частный суд определяет лишь положение души до Страшного Суда или до ее помилования Богом. Основания для такого верования мы находим в Св.Писании. В Ветхом Завете о частном суде говорится: "Легко для Господа - в день смерти воздать человеку по делам его... при кончине человека открываются дела его" (Сир. 11: 26-27). В Новом Завете Христос в притче о богаче и Лазаре указал, что богач после смерти оказался в аду, а Лазарь отнесен ангелами на лоно Авраамово (Лк. 16: 22-23). Раскаявшемуся разбойнику Спаситель пообещал: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лк. 23: 43). Эти примеры показывают нам, что сразу после смерти человека (и еще до конца мира) будет произведен суд и определится участь человека. И апостол Павел говорит: "Человекам положено однажды умереть, а потом суд" (Евр. 9: 27). Здесь речь идет именно о частном суде, который производится сразу после смерти, в отличие от Страшного Суда, который наступит после Второго пришествия Христа, о чем ясно говорится в других словах апостола (2 Тим. 4: 1, 8). Апостол Петр рассказывает, что Христос после крестной смерти духом Своим сошел в ад и проповедовал освобождение душам усопших (1 Пет. 3: 18-20). Истину о частном суде, который вершится в течение сорока дней после смерти человека над его душой, сохраняет церковное предание. Эту истину подтверждает мистическая жизнь Церкви. Участь души после частного суда не определена окончательно. Души раскаявшихся грешников, но не успевших принести плодов покаяния, добрых дел, хотя и могут попасть в ад, но будут пребывать там в надежде спасения. Эта надежда может быть воплощена не самими умершими, ибо после смерти нет возможности творить добрые дела, но живыми, которые будут ходатайствовать перед Вседержителем за грешников. Ходатайство за умерших может или улучшить положение душ грешников в аду или даже освободить их от ада. Основания для этого мы находим в Св.Писании. Например, из Ветхого Завета известно, что у иудеев существовал обычай преломлять хлеб в утешение об умершем (Иерем. 16: 7); сын Сирахов призывал благотворить живым и умершим (Сир. 7: 36); пророк Варух молился в том числе и за умерших (Варух 3: 4-5); и Иуда Маккавей творил молитву за погибших и принес жертву за их грех (2 Мак. 12: 39-46). В Новом Завете Сам Христос дает указание на возможность спасения грешников не только в сем веке, но и в веке будущем, и лишь хула на Духа Святого не прощается ни в этой жизни, ни в веке будущем (Мф. 12: 31-32). Апостол Иаков призывает всех христиан молиться друг за друга (Иак. 5: 16). Здесь речь идет в первую очередь о живых, но поскольку у Бога все живы (Лк. 20: 38), то и за усопших также нужно молиться. О необходимости молитвы за умерших говорят св.отцы. Вот что говорит святитель Иоанн Златоуст: "Так как Спаситель есть Податель жизни и всех благ, то от Него должно просить и улучшения загробной участи почивших". Блаженный Августин учит: "Слушайте братья! Не бедным одним надо являть милость во время жизни нашей, постараемся оказывать ее и умершим, следуя тому, как поступил Иуда Маккавей; он сказал: святая мысль - творить моления за умерших, чтобы они от греха очистились... всем нам, кому предстоит уйти из жизни, нужно милосердие... молись за умерших, чтоб и они, когда будут в блаженной жизни, молились за тебя". Преподобный Иоанн Дамаскин, пишет: "Ныне до Страшного суда Господня есть время помогать друг другу во всем и в спасении. Богу, любящему создание Свое, очень приятно, когда мы заботимся о спасении своем и о спасении ближних, когда мы благотворим и живым и мертвым". Церковное предание сохранило веру древней Церкви в необходимость молитв за умерших. Подтверждением сему являются тексты первых литургий, молитв, надписей на захоронениях христиан. О благотворном влиянии молитв на загробную участь душ усопших свидетельствуют случаи из мистической жизни Церкви.
Итак, мы должны молиться за усопших, как в домашних молитвах, при чтении Псалтыри, так и в церкви, когда ставим свечу об упокоении, а также принимать участие в молитвах церковных: на панихиде, на литургии. Особенно действенным поминовением усопших считается принесение бескровной жертвы за них во время литургии. Как писал св. Кирилл Иерусалимский: "Великая польза будет душам, о которых приносится моление, когда предлагается Святая и Страшная Жертва", ибо во время литургии поименно вынимаются из просфор частицы и опускаются в потир со словами: "Отмый, Господи, грехи, поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих". Иоанн Златоуст говорит: "При такой великой и могущественнейшей жертве, как возможно не умилостивить Бога об умерших, когда жертву эту, в лице священнодействующего, приносит Сам Христос?" Преподобный Иоанн Дамаскин, суммируя высказывания св.отцов, учит: "Ученики и божественные апостолы Спасителя не без причины и не без пользы установили при страшных, пречистых и животворящих Тайнах совершать поминовение о верных усопших, что от конец до конец земли владычествующая, Апостольская и Соборная Церковь Христа Бога нашего содержит твердо и беспрекословно с того времени даже доныне и до кончины мира содержать будет, ибо вера христианская, чуждая заблуждений, ничего бесполезного не приняла и содержит ненарушимо все полезное, благоугодное и спасительное".
Мы должны знать, что особенно усиленно должны возноситься молитвы об усопшем в первые сорок дней после его смерти, когда вершится частный суд над его душой: в третий, девятый и сороковой день, считая первым днем - день смерти. В третий день мы молимся в воспоминание воскресения Иисуса Христа, выражая надежду на воскресение усопшего, душа которого в это время возносится к Богу на поклонение. В девятый день мы выражаем надежду на сопричтение умершего к лику святых (девять ангельских чинов); душа усопшего к этому времени - с третьего по девятый день - уже увидела красоты рая и вновь поклоняется Богу, чтобы затем увидеть ужасы ада - с девятого по сороковой день. В сороковой день мы вспоминаем вознесение Господне; в этот день определяется участь души на долгое время, возможно до конца мира и Страшного Суда. Так должны мы провожать усопших христиан в мир иной. Кроме указанных дней, нужно молиться об умерших в годовщину рождения, в день ангела, в годовщину смерти и в особые дни, установленные Церковью.
Ну, а если усопший не был христианином, что тогда? Или, если усопший умер младенцем во чреве матери или погиб при родах? Тогда Церковь предлагает молиться за него специальной домашней молитвой, молитвой мученику Уару. Только необходимо взять у священника благословение на чтение этой молитвы.
Существует ли еще какое ходатайство перед Господом за умерших? Да, существует. За умершего можно подавать милостыню, христианин он или нет. И это будет отрадно его душе, ибо многие грехи прощаются посредством милостыни. "Милостыня избавляет от смерти и не попускает сойти во тьму" (Тов. 4: 10). Преподобный Феодор Студит советовал творить милостыню даже за еретиков, а оптинские старцы - даже за самоубийц. Прощаются не только грехи усопших, но и грехи подающего за них милостыню: "...Милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех. Творящие милостыни и дела правды будут долгоденствовать" (Тов. 12: 9). "Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий" (Притч. 28: 27). Святитель Иоанн Златоуст учит: "Хочешь ли почтить мертвого? Почти его милостынями и благотворениями; ибо милостыня служит к избавлению от вечных мук". Особенно ценна пред Богом милостыня тайная, о которой никто не знает: "... Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф. 6: 3-4). Нужно помнить, что в лице нищего милостыню принимает Сам Христос. Милостыню необходимо подавать с радостью и любовью к ближнему - к этому самому нищему. Вот как об этом говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский: "Все жертвы и милостыни нищим не заменят любви к ближнему, если нет ее в сердце; потому при подаянии милостыни всегда нужно заботиться о том, чтобы она подаваема была с любовью, от искреннего сердца, охотно, а не с досадою и огорчением на них. Самое слово милостыня показывает, что она должна быть делом и жертвой сердца, и подаваема с умилением или сожалением о бедственном состоянии нищего, и с умилением или сокрушением о своих грехах, в очищение которых подается милостыня... Кто подает милостыню неохотно и с досадою, скупо, тот не познал своих грехов, не познал самого себя. Милостыня есть благодеяние прежде всего тому, кто ее подает".
Всякий грех может простить Бог умершему по ходатайству живых, кроме хулы на Духа Святого (Мф. 12: 31-32). Многие грехи совершаем мы по немощи, по слабости, по лености, по беспечности, и таких людей большинство, но хула на Духа Святого - это совсем другое. Это - сознательное противление Божией истине, ожесточенное неверие, отступничество, нераскаянность. Такой грех не прощается; за таких людей ходатайствовать бесполезно. Горько, что есть такие люди, но таких людей, слава Богу, меньшинство...
Но вернемся к большинству - к грешникам по немощи человеческой. Когда такие во грехах умрут, кто будет просить Господа за них? Кто даст Всевышнему повод проявить Его милосердие? Вот какой ответ предлагает преподобный Иоанн Дамаскин: "Каждый человек, имевший в себе (не все человеки, а тот только, который имел в себе) закваску добродетели, но не успевший ее превратить в хлеб, а потому хотя и хотел, но не мог сего сделать, или по лености, или по беспечности, или по человеческой немощи, или потому, что отлагал это со дня на день, и сверх чаяния потому и постигнут смертью, - не будет забыт праведным Судьею и Владыкою; но по смерти его, Господь возбудит его родных, ближних, друзей, направит мысли их, привлечет сердца и преклонит души их к оказанию пособия и помощи ему".
Итак, важно то, что мы с вами, пока живы, можем помочь дорогим нашему сердцу усопшим своим ходатайством за их души перед Богом. Молитва за умерших, милостыня за них приносит им радость, облегчает их загробную участь и даже освобождает их от ада. Таков закон любви. И Сам Господь желает, чтобы мы любили друг друга, заботились друг о друге, помнили друг друга. Помнили о живых и об умерших. Все усопшие не мертвы, но живы, ибо души человеческие бессмертны. И они там, в загробной жизни, тоже ходатайствуют перед Богом и перед святыми за нас, возносят молитвы о живых. Это подтверждается притчей Спасителя о богаче и Лазаре (Лк. 16: 27-30). Таковы дела любви. И Церковь ежедневно молится за всех усопших в вере: "Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих и о еже проститися им всякому прегрешению, вольному и невольному", и будет молиться до скончания мира, до того дня, когда Иисус Христос прийдет во славе судить живых и мертвых.
В.Ю.Скосарь, г. Днепропетровск, 2008
ТАЙНА СПАСЕНИЯ ПО МОЛИТВАМ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА
Существует предание о милости Небесного Архистратига Михаила. Предание апокрифично, но не противно учению Церкви. Предание гласит, что когда Святой Архангел Михаил низверг с небес Денницу, ставшего диаволом, то Творец дал Архистратигу за Его ревность о Господе обетование, что исполнит любое его прошение. Архангел Михаил смиренно попросил только об одном: когда Он один раз в год будет вспоминаться Церковью, то в этот день пусть Ему будет позволено опускать крыло на самое дно ада и доставать оттуда столько душ, сколько уместятся на крыле. Это было сказано Архангелом пророчески, так как описываемое событие произошло еще до сотворения человека. И милостивый Господь исполнил прошение Своего верного служителя. Поэтому молитесь святому Архистратигу Михаилу об усопших и благоговейно почитайте память Его.
Проповедь, произнесенная достойно чтимым Тимофеем, патриархом Александрийским, к празднику Чуда Архистратига Михаила 19 сентября, возвещающего великую милость, дарованную от Бога человекам:
«Мир Божий да снизойдет на вас, братья. Расскажу я вам, что случилось со мною, Тимофеем, рабом Иисуса Христа. Однажды я отправился ко Святому Животворящему Кресту и гробу Господню и ко всем святым местам, по которым проходил Господь наш Иисус Христос. Зашел я в дом святого Прохора, любимого ученика евангелиста Иоанна Богослова. Здесь я нашел книгу, писанную Прохором. В этой чудной книге я прочитал следующее великое утешение Иоанна Богослова.
«Однажды я шел в сопровождении Ангела Божия, который открывал мне Небесные тайны о людях. И вот я услышал шум, подобный шуму многих вод, падающих с большой высоты. Когда мы с Ангелом подошли ближе, то я увидел огромное озеро и ужасную казнь нераскаявшихся грешников. Я спросил моего проводника, и он объяснил мне, что это за лютая бездна. Мы увидели огромное пламя, исходящее из этой преисподней - с облаком огромного дыма над ней. Пламя бурлило и с шумом поднималось на 300 метров в высоту. Мерзкие черви, величиной с гадюку, ползали по телам грешников в этом озере-бездне. О, Иоанне, друже Божий, мучение, которое мы видели сейчас, страшнее всех казней. Это огненное озеро может вместить в себя - весь мир. Глубина его безконечна: черви-змеи, которые грызут тела грешников, заставляют их подниматься вверх. Иоанн горько заплакал о гибели человеческих душ. «Не плачь, Иоанне, друже Божий, не плачь, скоро ты увидишь великую радость - великое благоволение к Архистратигу Божию Михаилу у Господа».
В это время я увидел в чудной красоте самого Архистратига Михаила, который в прекрасной ладье из Херувимов и Серафимов в сопровождении множества Ангелов, святых, пророков и мучеников, приближался к огненному озеру. Все они были облечены красотой неописано. Скоро Ангелы приблизились к грешникам, преданным на казнь. Тотчас же огонь погас, бездна перестала дымиться, омерзительные животные исчезли. Когда все утихло, Архангел Михаил погрузил свое белоснежное крыло в озеро - вывел множество человеческих душ и перенес их на берег. Потом опустил то же правое крыло во второй раз - и вывел из озера еще больше душ, чем в первый раз. Тогда Херувимы и Серафимы простерлись ниц перед ним и стали просить его погрузить крыло - в третий раз. Архистратиг Михаил устремил свой благой молящий взор ко Господу, вознес горячие сердечные молитвы о спасении страдающих за свои грехи. Потом снова погрузил в озеро белоснежное крыло и вывел безчисленное множество - новых душ. Тогда Ангелы и святые, с великой радостью приняв эти души, омыли их водою Благодати, умастили их благоуханием радости и поставили перед лицем Божиим. В тот час из завесы Господней исшел глас:
«Предстательством Архангела Михаила и Матери Моей, Пресвятой Девы, и всех Моих Ангелов и избранных, исполнивших на земле волю Отца Моего - введи эти души в Рай блаженства, Вечности и покоя. Аминь». При этом страшном и святом деянии святой Иоанн подивился состраданию Михаила Архангела.
Ангел сказал: «знай Иоанне, друже Божий, что чудо, которое ты видел, повторяется ежегодно 6/19 сентября, в честь праздника его вождя Небесного воинства - за великую победу, которую он одержал над силами сатаны. Когда иудеи безжалостно пригвоздили Спасителя ко Кресту, Михаил Архангел был в такой скорби, что небо и земля поблекли, не умея перенести ее. Когда Господь наш Иисус Христос восстал из гроба, именно Михаил Архангел отвалил камень и принес благую весть женам-мироносицам. Он удержал сатану в геене и отнял все, что у него было. Бог даровал Архангелу Михаилу великую силу и власть спасать тех, кто пребывает в муках. Господь наименовал ему чины небесных сил безплотных и позволяет ему ежегодно 6/19 сентября и 9/21 ноября в сопровождении Ангелов и святых приближаться к душам, осужденным на мучения.
Архангел Михаил помогает спастись тем, кто совершил милостыни во имя его, а также во имя мучеников и святых. Архистратиг Михаил предстательствует за них, ибо святые претерпели скорбь и страдание во имя Господне. Он навсегда освобождает от казни тех, за кого приносятся жертвы и молитвы. Архангел Михаил не перестает творить Божию милость каждый год 6/19 сентября и в свой день 8/21 ноября - что будет продолжаться до скончания времен. В эти знаменательные дни он падает, преклонив колени пред завесой Божией, повергается ниц и молится о душах, находящихся в страшных муках ада до тех пор, пока Бог не благоволит помиловать тех людей, о которых особенно усердно молятся на земле, подавая за них щедрую милостыню. Молится он и о всех живущих на земле. В святые его праздники все Ангелы собираются вокруг Архангела Михаила у завесы Божией.
По благословению Божию, Архангел Михаил подходит, облеченный в одежды благости и милосердия и возвещает всем, что Бог еще раз умилосердился над миром. Ты видел теперь, Иоанн, что не будет забыт у Бога, каждый, кто совершит дело милосердия во имя Архистратига Михаила, либо кто потрудится переписать книгу сию, где находится это описание, и будет читать ее другим. Или кто поставит свечу или зажжет светильник, лампаду или воскурит ладан, или сделает честное какое-нибудь приношение во имя Архангела Михаила. Он не забудет благотворившего, и наградит благочестиво. Если кто окажет милосердие бедным по своим средствам, а по смерти из-за греховной жизни будет ввержен в ад, Господь не забудет его добро и, предстательством Архангела Михаила спасет его. Если кто-либо пожелает записать эти слова, то написанное надо хранить дома с благоговением. Ни пуля, ни змей, никакая вражия сила не сможет навредить этому человеку или его дому. Ни червь, ни саранча, никакая пресмыкающая сила не сможет принести вред саду или огороду его. Список этот послужит ему оружием и щитом ограждения во всех бедах. Ибо сила сих слов велика и чудесна. Да хранит вас Господь и Архангел Михаил». Вот что рассказал мне святой Ангел Божий.
Потом он отвел меня на гору Элеонскую, а затем оставил меня, взлетев на Небо. Я много удивился и прославил Бога и Архангела Михаила».
Этот рассказ найден мною в доме Прохора, ученика Иоанна Богослова.
Услышав это откровение любимого ученика Христова и евангелиста Иоанна Богослова, мы не должны пренебрегать им, не переставая преуспевать в молитве, бдении и милостыне во имя Христа. Будем творить милостыню и во имя Архистратига Михаила - да избегнут вечных мучений наши усопшие и мы грешные. Да обретут все любящие и почитающие Архангела Михаила - великое милосердие у Бога. Аминь.
Молитва святому Михаилу Архангелу
О Господи Боже Великий, Царю Безначальный, пошли, Господи Архангела Твоего Михаила на помощь рабу твоему (имя ) изъяти мя от враг моих видимых и невидимых! О Господень Архангел Михаиле, излей миро благостыни на раба своего (имя ). О Господень Михаиле Архангеле, демонов сокрушителю! Запрети всем врагам, борющимся со мною, сотвори их яко овцы и сокруши их, яко прах пред лицем ветра. О Господень великий Михаиле Архангеле, шестикрылатый первый княже и воеводе небесных сил, Херувим и Серафим! О Господень угодный Михаиле Архангеле! Буди ми помощь во всем: в обидах, в скорбях, в печалех, в пустынях, на распутиях, на реках и на морях тихое пристанище! Избави, Михаиле Архангеле, от всякия прелести диавольския, егда услышиши мя, грешнаго раба своего (имя рек), молящегося тебе и призывающего имя твое святое, ускори на помощь мою, и услыши молитву мою, о Великий Архангеле Михаиле! Поведи вся противящиеся мне силою честнаго животворящего креста Господня, молитвами Пресвятыя Богородицы и Святых Апостол, и Святаго Николая Чудотворца, Святаго Андрея Юродивого и Святаго Пророка Божия Илии, и Святых великомученик Никиты и Евстафия, Преподобных Отец всех святителей и мученик и всех святых небесных сил. Аминь.
Кто читает сию молитву каждодневно, не прикасается к нему ни диавол, ни злой человек, и лестию не соблазнится сердце его, и ада преисподняго избавится. Сия молитва написана на паперти Храма Святаго Архистратига Божия Михаила в Чудовом монастыре, в Кремле 11.08.1906 г.
Другие молитвы
О, Великий Михаиле Архангеле, помоги мне грешному рабу твоему (имя рек), избави мя от труса, потопа, огня, меча и врага льстивого, от бури, от нашествия и от лукавого. Избави мя, раба твоего (имя ), великий Архангеле Михаиле, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
О святый Михаиле Архангеле, помилуй мя, грешнаго, требующаго твоего заступления, сохрани мя, раба твоего, от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольскаго и сподоби мя непостыдно предстати Создателю моему в час страшнаго и праведнаго Суда Его. О всесвятый, великий Михаиле Архистратиже! Не презри мя, грешнаго, молящагося тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но сподоби мя тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Молитва Архангелу Михаилу за усопших:
Cвятый Архангеле Божий Михаиле, если мои сродники (имена усопших... и сродников по плоти до Адамова колена) находятся в огненном озере, то выведи их из вечного огня своим благословенным крылом и приведи их ко Престолу Божию и умоли Господа нашего Иисуса Христа чтобы простил им их грехи.
Также можно молиться за всех своих живых близких (дети, муж, жена, родители) ежедневно, называя их имена по крещению.
ХРИСТИАНСКИЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ПОХОРОНЫ
Что следует делать в случае смерти христианина, о подготовке тела к погребению, подготовке к похоронам и порядке проведения обряда и проведении поминальной трапезы.
Православный обряд погребения усопших
Погребение усопших - важнейший христианский обряд. Разделяя с верующими все печальные и радостные события земной жизни, Святая Церковь проникновенно и торжественно провожает своих чад в загробную жизнь, заботясь не только о душе усопшего, но и о его опустевшем теле. Ведь в будущей жизни будет участвовать и наше тело, которому, по слову апостола, подобает стать нетленным и бессмертным. Многие погребальные обряды напоминают нам обряд крещения, тем самым говоря: как через таинство Крещения человек возрождается от жизни греховной к жизни святой и богоугодной, так и через смерть истинный христианин возрождается для новой, лучшей и вечной жизни со Христом. Церковь смотрит на земную жизнь, как на приготовление к жизни вечной, на смерть - как на сон, по пробуждении от которого настанет жизнь вечная, а на тело, как на освященный благодатью Таинств храм души. Тело усопшего омывают водой. Этим выражается наше уважение и любовь к почившему, наше желание, чтобы тело покойного по всеобщем воскресении из мертвых предстало пред лицом Господа в чистоте и непорочности. Омытое тело умершего облекают в новые и чистые белые одежды. Новые белые одежды указывают на наше обновление по воскресении, знаменуют собой, что усопший приготовился предстать суду Божию и желает остаться в этом суде чистым. Затем покойника облекают в одежды его земного служения, во свидетельство веры нашей в воскресение мертвых и будущий суд, на котором каждый из нас даст Богу ответ не только по долгу христианскому, но и ответит за вверенное ему на земле служение. Сверх обычной одежды на усопшего христианина полагается саван - белый покров, напоминающий о тех белых одеждах, в которые облекают младенца при крещении. Это свидетельствует, что умерший сохранил до конца жизни обеты, данные им при крещении. Когда наступает время полагать покойника во гроб, священнослужитель окропляет святой водой тело почившего и сам гроб в ознаменование того, что это вместилище (ковчег), в котором тело умершего будет покоиться до Второго Пришествия Христова. Руки почившего складываются крестообразно на груди (правая на левую) в свидетельство веры в Распятого Иисуса Христа. Дома тело усопшего кладут лицом к образам, то есть на восток, так, что если бы усопший открыл глаза, то увидел бы перед собой иконы. В храме можно приобрести венчик и покров. На венчике изображается Спаситель с предстоящими Богородицей и Иоанном Предтечей в знак венца спасения, который мы чаем получить в вечной жизни. Венчик обычно представляет собой длинную бумажную полоску, которую кладут на лоб усопшего, в знак принадлежности новопреставленного к светлому сонму чад Церкви Христовой и верности ей до конца. Все тело и гроб почившего покрываются светлым церковным покрывалом в знак того, что, как верующий и освященный Таинствами, покойник находится под покровом Христовым и защитой Церкви. И что он - усопший - пробудится некогда от сна смертного к новой жизни, подобно тому, как мы встаем от сна обыкновенного и снимаем с себя покров ночной. На сложенные на груди руки поверх покрова в знак веры во Христа кладется крест или икона Спасителя, так чтобы изображение было повернуто к лицу покойного. По древнему благочестивому обычаю гроб везут в храм, ставят лицом к алтарю, а вокруг гроба (как вокруг священной купели) возжигают свечи и светильники во свидетельство того, что усопший, окончив земную жизнь, переходит в страну невечернего света. И родственники стоят со свечами вокруг гроба в знак светлости нашей веры, пламенной молитвы нашей об усопшем ко Господу нашему Иисусу Христу, во свидетельство нашего пожелания душе усопшего пребывать в вечности во свете лица Божия по образу того, как окружены были светом в час погребения бренные его останки. По желанию родственников или они сами, или чтецы всю ночь читают над усопшим Псалтирь, чтобы отогнать бесовские силы. Каждение (воскурение фимиама) над телом усопшего служит выражением нашего благожелания душе его вознестись к небу, подобно кадильному дыму, и быть ей столь же благоприятной господу, сколь приятен ему благовонный фимиам. Утром, после заупокойной Литургии, совершается чин погребения. Чин погребения в просторечии из-за обилия песнопений называется отпеванием. Заупокойная служба состоит из песнопений, в которых изображается судьба человека: за преступление заповеди он возвращается на землю, из которой вышел, однако не переставая быть образом славы Божией. Поэтому после чтения Апостола и Евангелия, где говорится о будущем Воскресении мертвых, священник читает разрешительную молитву, в которой Церковь молит Господа простить усопшему грехи и удостоить его Царства Небесного. Текст молитвы влагают в правую руку покойного. Так любящая Мать-Церковь прощается со своим чадом - прощая ему сама и с молитвой передавая в руки Милосердного Господа. Заканчивается отпевание прощанием с покойным. При прощании с почившим нужно целовать икону, лежащую во гробе, и венчик на челе. При этом надо мысленно или вслух испросить у усопшего прощения за все те неправды, которые были допущены к нему при жизни, и простить то, в чем был виновен он сам. Во время прощания поются стихиры как бы от лица покойного. Прощальное целование покойного дается в знак любви и почтения к его телу, как к истинному храму его бессмертной души, и в знак того, что нашей любви не может пресечь и самая смерть. Когда прощание закончено, священник закрывает навсегда лицо умершего покрывалом-саваном. Пред совершением Таинства Крещения тело крещаемого помазывается освященным елеем; так и теперь, по окончании всего, пред преданием праха земле, на тело усопшего крестообразно возливается елей в знак того, что и на умершем пребывает благодать и милость Господня. Земля, посыпаемая крестообразно на умершего, знаменует, что теперь возвращается земле то, что взято от нее, когда Господь созидал из земли Адама. Пепел, посыпаемый из кадила на тело усопшего, знаменует угасшую, но богоугодную жизнь на земле. После этого гроб закрывается крышкой, и открывать его вновь ни под каким предлогом не дозволяется. Так заканчивается отпевание. Под пение: "Святый боже" гроб ногами вперед выносится из храма и ставится на катафалк. Над младенцами, умершими после Святого Крещения, совершается особое последование как над непорочными, безгрешными созданиями. Некрещеных младенцев не отпевают. Если священник по просьбе родственников едет на кладбище, то вся процессия переноса тела от катафалка к могиле сопровождается каждением и пением «Святый боже». У могилы служится краткая лития, и с пением гроб опускается в могилу. Уместно и здесь всем держать зажженные6 свечи. Пение может продолжаться до тех пор, пока над могилой не вырастет холмик и цветы с венками не закроют его. Теперь все желают покойному Царствия Небесного и уходят. Поминальной трапезе обычно предшествует вкушение колива, или кутьи (пшеницы, сваренной и смешанной с медом и ягодами), чем наглядно выражается наше верование в загробную жизнь. Ведь, как зерно пшеницы, чтобы образовать колос и дать плод, должно быть брошено в землю и там истлеть, так и тело умершего должно быть предано земле, дабы потом ожить для вечной жизни. Сладость поминальных яств знаменует сладость неизреченных благ в будущей вечной жизни, и наше пожелание усопшему сладостной, блаженной жизни за гробом. К сожалению, сегодня часто отпевают усопших заочно. Но лучше , конечно, отпеть усопшего заочно, чем вообще лишить чина отпевания. В такой ситуации кому-либо из родственников надо заказать в ближайшей церкви заочное отпевание. По его окончании священник дает родственнику венчик, лист бумаги с разрешительной молитвой и землю с панихидного стола. Дома молитву следует вложить в правую руку почившего, венчик положить на лоб, а непосредственно перед опусканием гроба рассыпать землю на закрытое простыней тело крестообразно, от головы к ногам и от правого плеча к левому, с тем, чтобы получить правильные линии креста. Бывает, что усопший погребен без церковного напутствия, и спустя длительное время близкие все же решают его отпеть. Тогда после заочного отпевания земля крестообразно рассыпается на могилке, а венчик и молитва либо сжигаются и также рассыпаются, либо закапываются в могильный холм. Отпевание должно быть совершено над всеми православными христианами, если только при жизни они не отреклись от Христа и от Церкви. Даже если человек умер очень давно, его следует отпеть заочно. Отпевание - это великая и неоценимая помощь, самая необходимая для наших дорогих усопших.
Из книги Щеголевой Е., Глаголевой О. «В православном храме»
Итак, мы можем и должны помочь нашим умершим близким, поскольку сами себе помочь на том свете они не могут. Если умерший человек был православным христианином, но при проведении похорон не был погребен по церковному обряду, его следует отпеть заочно. За умерших нужно молиться, особенно усердно - первые 40 дней после смерти, чтобы помочь пройти мытарства, но и после 40 дней ваша молитва окажет неоценимую помощь. Молитесь об усопших каждодневно Архангелу Михаилу и на службах в церкви в дни его памяти - 19 сентября и 21 ноября. Можно молиться самому, и заказывать поминовение об упокоении ("сорокоуст") в православном храме, до 7 церквей, так, что бы молитвы за умершего не прекращались круглый год, (сорокоуст максимально можно заказать на год, но в храмах есть также и вечное поминовение). Заказывайте службы за упокой в православных храмах и монастырях. Подавайте на Неусыпаемую Псалтирь, это самое действенное. Неусыпаемая Псалтирь - особый род молитвы. Неусыпаемая Псалтирь называется так потому, что ее чтение происходит круглосуточно, без перерывов.Такой молитвой молятся только в монастырях. Велика сила этой непрестанной молитвы. Чтение Псалтири отгоняет от человека бесов и привлекает Божию благодать. Подавать можно, как за живых (о здравии), так и за усопших людей православной веры. Чем больше подадите, тем лучше. На месяц, на год и т.д. , а самое большее, что вы можете сделать для умершего близкого человека - нет, не заказать дорогущий памятник из гранита, а заказать вечное поминовение на неусыпаемой Пса
Хотелось бы присоединиться к предыдущей теме о помощи умершим. Для меня ,эта "тема больная" на данный момент. Умер мой любимый друг,мой" молельник",моя поддержка и опора в жизни,мой уичтель и самый лучший дедушка на свете...Раньше я не понимала на сколько велика сила молитвы,а в этот раз решила помочь ему при его мучениях и после смерти........и поняла, что действительно это работает!! нет ,молитва самом собой, я имею ввиду желание помочь умершему,тем самым ты помогаешь и себе пережить трудный час и не упасть духом в надежде ,что и ему -моему близкому человеку, там будет легче перейти этот "рубеж". В поисках такой вот молитвы и" помощи" моему дедуле,я наткнулась на эту статью( вымысел или правда -не знаю),но которая помогла мне.В ней не просто история человека ,а еще и указание на молитвы которыми я воспользовалась и тоже читала и буду еще читать своему дедуле. История вдохновила и помогла. Решила поделиться ,может быть она кому - нибудь поможет в трудную минуту.
Юлия Вознесенская Я СТРОЮ НЕБЕСНЫЙ ДОМ ДЛЯ ЛЮБИМОЙ.......
…И вот она ушла далеко-далеко, в те края, где уже нет ни горя, ни слез, ни болезней. С больничной кровати она поднялась, легкая, помолодевшая, и, конечно, первое, что она ощутила – это полное и абсолютное отсутствие боли. Я почувствовал это, потому что держал ее за руку в ту таинственную минуту, которую мы на земле называем «смертью». На самом деле, как я теперь знаю, это что-то совсем-совсем другое.
Мы знали оба, что она уходит, что страшную болезнь победить невозможно. Мне хотелось убежать, спрятаться, сбежать от жены, чтобы где-то в стороне от ее мучительно тихой белой палаты, от капельниц, от деловитых сестер, от увядающих в вазах ненужных цветов, принесенных нашими друзьями и родственниками, от всего этого скорбного и мучительного ожидания неизбежной минуты расставания – уединиться и просто завыть, напиться, выкричать свой ужас, протест и горе. Но уйти из палаты было нельзя…
Как трудно любить, когда, кажется, совершенно нечем проявить, доказать, показать свою любовь! Не нужны уже ей были ни редкие дорогие лекарства, ни подкрепляющие деликатесы, ни ложные надежды. Ничего ей было не нужно – только моя любовь. Это я видел по ее гаснущим глазам – говорить она уже не могла, только чуть-чуть шевелила губами и иногда пыталась улыбнуться мне. Если я видел тень ее улыбки – я сразу же улыбался ей в ответ и говорил о своей любви.
Приходил священник, иеромонах отец Андрей из ближайшего к больнице монастыря. Он соборовал ее, ей стало чуть легче: видимо, боли перестали так мучить ее, она уже не смотрела на сестру, приходившую делать обезболивающие уколы, с таким напряженным ожиданием. Она даже сделала однажды знак – «Не надо укола!» – но сестра все равно ввела обезболивающее – по расписанию, у них свой порядок.Отец Андрей пришел еще раз, читал молитвы над женой, что-то ей говорил – напутствовал, наверное: я на это время вышел из палаты. Потом он позвал меня и причастил ее уже при мне. Она сразу же спокойно уснула. Мы вышли с батюшкой в коридор.
– Батюшка, хоть что-нибудь я могу сейчас для нее сделать? – спросил я.
– Можете. Молитесь.
– А еще?
– Окружите ее своей любовью, как облаком. Забудьте о себе, о своем горе – потом отгорюете, а сейчас думайте только о ней, поддерживайте ее. Помните, умирать – это непросто! Да укрепит вас Господь. – Он благословил меня и ушел.
После этого разговора я старался перестать думать о себе. Если подступали ужас, тоска, отчаянье – я обрывал свои мысли и глушил чувства батюшкиными словами: «Потом отгорюешь! Сейчас думай только о ней!».
Я старался чаще прикасаться к ней: отирал пот, смачивал водой ее постоянно пересыхающие губы и рот, что-то поправлял, и как можно чаще целовал ее легонько – ее лицо, лоб, бедную облысевшую головку, ее исхудавшие голубоватые руки… Мы много разговаривали. Вернее, говорил я один, а она слушала. Я вспоминал милые и смешные эпизоды из нашей жизни, вспоминал подробно, не торопясь, со всеми деталями. Я даже пел ей тихонько песенки, которые мы когда-то любили. А когда я уставал говорить, то ставил какой-нибудь диск с хорошей спокойной музыкой, с книгами. Ей нравилась запись пушкинской «Метели» в исполнении Юрского, с музыкой Свиридова. Мы ее слушали раз десять, не меньше.
Отец Андрей тоже оставил мне диск – монашеские песнопения о Божьей Матери. Сначала я боялся его ставить – вдруг она испугается, услышав монашеское пение, но однажды решил попробовать. Она слушала спокойно, лицо ее как-то посветлело, а когда пение кончилось, она посмотрела на меня выжидающе напряженно – и я понял, что она хочет услышать все с начала. Потом я купил еще несколько таких же дисков в монастыре, с другими песнопениями. А еще, запинаясь на незнакомых словах, я читал молитвы по молитвеннику, который мне оставил отец Андрей. Она их слушала с тем же просветленным лицом, что и монастырские песнопения, хотя ничего такого особенного в моем неумелом чтении не было. Но молитвы явно помогали – и ей, и мне.
Уходила она тихо, поздним вечером. Сначала, очень недолго, вдруг задышала трудно, с хрипом, а потом стала дышать уже тише и все реже, реже, реже… Я держал ее за руку и молчал. И вот, когда перерывы между вдохами стали совсем редкими, она вдруг выдохнула, а вдоха я уже не дождался. Все в ее лице остановилось, рот приоткрылся, и я понял, что душа ее покинула тело. Вдруг я ощутил в наступившей полной тишине какое-то смятение, что-то похожее на страх, и тут я нашел правильные слова – или кто-то мне их подсказал.
– Любимая моя, не бойся – я с тобой! – сказал я тихо. – Я знаю, что ты здесь, что ты слышишь меня. Я люблю тебя, милая моя, как любил – так и люблю! Я знаю, что это тело – не ты. Я любил его, я привык к нему, и я буду, конечно, плакать и горевать над ним, ты уж прости меня. Но я знаю, что настоящая ты – не бедное это тело, на которое мы с тобой сейчас смотрим. Не бойся ничего, только молись как умеешь. Просто говори: «Господи, помилуй!». И я тоже буду молиться о тебе, дорогая. Вот прямо сейчас и начну!
Отец Андрей заранее посоветовал мне купить «Псалтырь» на русском языке, церковно-славянского я тогда не знал, и велел сразу после «отшествия души», как он выразился, начать читать «Псалтырь» и читать по возможности до самых похорон. «Это очень важно, это будет огромная помощь ее душе!» – сказал он. Палата у нас была отдельная, заплачено за нее было вперед, и потому мне разрешили остаться с моей женой до утра, не увезли ее сразу. Я сидел и читал псалмы, и мне казалось, что она прильнула к моему плечу и внимательно слушает.
Предпохоронная суета и сами похороны заняли много времени, и я не знаю, что было бы со мной, если бы хоть какое-то свободное время у меня оставалось. Но у меня его совсем не было: я читал «Псалтырь» каждый свободный час, а когда выдавались только минуты свободные – читал молитвы. На отпевании и во время похорон я молился беспрерывно и… продолжал говорить ей о своей любви.
Поминки прошли очень спокойно и были недолгими. Когда моя и ее мать начали убирать стол после гостей, я сразу же принялся читать «Акафист за единоумершего» – как велел мне делать каждый вечер отец Андрей в течение сорока дней. Дочитав, со слезами, акафист, я, наконец, свалился и крепко уснул.
На следующий день я проснулся с ощущением пустоты во всем теле, в мозгу, в душе – и во всей моей жизни. «Вот оно, начинается…» – подумал я. Хотел ехать на кладбище, но по дороге раздумал и поехал в монастырь. На мое счастье
отец Андрей в этот день успел уже посетить больницу, мы с ним встретились и с полчаса ходили по монастырским дорожкам и разговаривали.
– Кончину вашей супруге Господь даровал христианскую, непостыдную, а болезнь, с кротостью переносимая, послужила ей к очищению от грехов. Будем надеяться, что она в Раю. Но кто из нас свят? Поэтому помните, что на вас лежит устроение вечной жизни вашей жены и там. Помогите ей сейчас обустроить свой вечный дом!
– Чем, как? Что я могу, батюшка? Это здесь я мог работать для нее, квартиру купил…
– Помогайте молитвой, милостыней и добрыми делами, творимыми во спасение ее души. Заказывайте сорокоусты, подавайте поминания в монастырях и церквах. Вы были хорошим мужем для вашей жены на земле, продолжайте же им быть и теперь, когда она ушла из этой временной жизни. Помните о том, что вы встретитесь в Вечности. И как же хорошо будет, когда ее душа приблизится к вашей душе, засияет от радости и скажет: «Спасибо за все, что ты для меня сделал не только на земле, но и здесь. Какой чудесный дом ты для меня построил своими молитвами и добрыми делами!».
Я думал весь этот день до самого вечера. Ходил по Москве, заходил в храмы, ставил свечки… Вечером я прочитал опять «Акафист за единоумершего» и решился: буду строить для нее дом, как сказал отец Андрей! И я начал строить небесный дом для моей любимой. Я объехал и обошел все монастыри Москвы и везде заказал годовые поминания об усопшей рабе Божией Анне. Нищим я подавал только мелочь – кто их разберет теперь, этих нищих… Зато когда видел по-настоящему бедную старушку в храме, то подходил к ней, давал уже приличные деньги и просил молиться за новопреставленную Анну. Я нашел людей, которые помогают онкологическим больным детям, и тоже начал участвовать в этом добром деле. А потом мне крупно повезло. Совершенно случайно я узнал адрес бедного прихода, строящего храм в деревне М-ке, под Тулой, и стал посылать туда деньги с просьбой молиться о моей жене, а летом, во время очередного отпуска, поехал туда и помогал стройке своими руками. И сорок дней я каждый вечер читал «Акафист за единоумершего», заменяя «его» на «ее» – хотяотец Андрей мне ничего об этом не сказал – так мне на сердце легло.
Иисусе, верни душе ее благодатныя силы первозданныя чистоты.
Потом читал реже, обычно по субботам, а еще в годовщину нашей свадьбы и в ее день рожденья.
Прошел год. И выйдя из храма после панихиды в первую годовщину смерти, я шел в раздумье. Вот и год прошел… Жизнь незаметно стала входить в какую-то новую спокойную колею. И только тут я вспомнил, что собирался после смерти жены полностью отдаться своему горю, выплакаться-выкричаться-напиться, впасть, быть может, в какой-нибудь загул с тоски. А ведь ничего этого не было! Да я даже и не вспомнил ни разу о своем «отложенном отчаянье»… Горе было, но оно сливалось с молитвой, с постоянными мыслями о любимой, с заботами о ее посмертной судьбе, да и просто некогда мне было с ума сходить от горя – надо было ей помогать! У меня не было времени думать о себе, несчастном, что я продолжал весь этот год думать только о ней, о ее душе. Я спасал ее душу – а спас еще, сам того не ведая, и самого себя!
И я стал размышлять о том, в каком состоянии сейчас находится строительство небесного дома для моей любимой? Построил ли я только фундамент или он уже возведен под крышу? И я решил, что как бы ни сложилась в дальнейшем моя жизнь, я все равно эту стройку не брошу…
А на нашем храме в деревне М-ке уже возводится купола и скоро будут установлены кресты