Украинские
ведьмы.
Как появляются. Внешний вид. Праздники.
«Ведьма
известна, я думаю, всякому, хотя она и
водится собственно на Украине, а Лысая
гора, под Киевом, служит сборищем всех
ведьм, кои тут по ночам отправляют свой
шабаш. Ведьма тем разнится от всех
предыдущих баснословных лиц, что она
живет между людьми и, ничем не отличаясь
днем от обыкновенных баб или старых
девок, кроме небольшого хвостика, ночью
расчесывает волосы, надевает белую
рубашку, и в этом наряде, верхом на
помеле, венике или ухвате, отправляется
через трубу на вольный свет, либо по
воздуху, либо до Лысой горы, либо доить
или портить чужих коров, портить молодцов,
девок и проч. Ведьма всегда злодейка и
добра никогда и никому не делает. Она в
связи с нечистой силой, для чего варит
травы и снадобья в горшке, держит черную
кошку и черного петуха; желая оборотиться
во что-либо, она кувыркается через 12
ножей»
«О
поверьях, суевериях и предрассудках
русского народа»
Владимир
Даль Украинская ведьма привлекательна и немного парадоксальна. В некотором роде, она счастливица, потому что, практически избежала ужасов "охоты на нечисть" оголтелых инквизиторов и костров. Досталось. конечно, но не так сильно как могло бы. Украинская может воспитать своего ребенка послушным христианином, несмотря на то, что сама с чертом танцует и месяц крадет, она любит летать по ночам и превращаться в собак и котов, а еще она любит молоко. О ней сложено немало песен и сказок, о ней писали Николай Гоголь и Михаил Булгаков, и, что самое интересное, украинские ведьмы по прежнему тихо-мирно селятся в святых местах и занимаются своими любимыми занятиями.
Итак,
ведьма — это женщина, которая связала
себя и свое существование с нечистой
силой и поэтому занимается только
порчами и пакостничеством. Ведьмы бывают
«родЫми» и «вчЭни». Первая категория
ведьм рождается со всеми нужными навыками
и с пресловутым хвостиком пониже спины.
Хвостик этот поначалу маленький и
неприметный, но с возрастом и с накопленным
опытом он увеличивается в размере и
становится весьма длинным, примерно
как у собаки. Если в семье подряд рождается
семь девочек, то самая последняя —
родыма ведьма, если в роду из поколение
в поколение рождаются внебрачные девочки
— то третья и родится ведьмой. Еще одна интереснейшая версия гласит, что ведьмой станет дочь той матери, которая свое чадо кормила грудью более двух лет.
Практически все фольк источники убеждены, что лучше
иметь дело с природной ведьмой, потому
что она может совершать и неплохие
поступки, например, исправить сделанное,
а вот та, которой пришлось ведьмовской
науке учиться — никогда хорошего дела
не сделает и ждать нечего тут!!!
Вообще,
становление ученой ведьмой процесс трудоемкий
и малоприятный. Во-первых, надо найти достойного учителя — это, согласно поверьям,
либо другие ведьмы, либо сам черт. Для
того, чтобы отречься от Б-га перед началом ученья,
будущей ведьме придется, по разным
источникам: топтать иконы, читать молитвы
задом наперед, перекидываться через
нож, голой по земле ползать — жуть, одним
словом. Финал — экзамены на Лысой Горе,
и про лысые горы стоит поговорить
отдельно. Вот у меня, к примеру, есть
камень со Львовской Лысой горы, хотя
проще было бы до Киевской добраться, но
про все по порядку, а еще лучше прямо сейчас пройти
по ссылке и прочитать про Лысые Горы
Киева.
http://www.luzina.kiev.ua/index/13lis_gor
На
Лысых горах украинские ведьмы, как и их
товарки из Европы, проводили свои
праздники — шабаши.
2
июля/29 июня, по новому и по старому стилю
соответственно, все украинские ведьмы
слетались на самый главный шабаш в Киев,
а помимо этого, веселье могли устроить
и в такие даты: 2 февраля, 30 апреля, 23 мая,
22-23 июня, 7 июля, 31 октября. Что означают
эти числа вы можете узнать из пройдя по
ссылке ниже — это коротко так)
http://spasateli.ucoz.ru/publ/koleso_goda_rasklady_na_imbolk/1-1-0-64
А если уж совсем на чистоту говорить,
то шабаш можно было устроить в любой
день, вернее ночь, только не в воскресную.
Как говориться, если очень хочется, то
можно).
На
шабаш ведьмы слетались не только на
метлах, в ход могли пойти и скамейка, и кочерга, и
дерево...
«Накануне
Купалья один молодой человек ожидал
свою девушку под старой вербой, как было
условлено. Ждал долго - пару часов. И вот
в полночь вдалеке показался ее силуэт.
Тогда
парень, решив подшутить, спрятался за
дерево и стал наблюдать, что будет делать
опоздавшая.
Девушка
подошла к вербе и... стала на нее забираться.
Юноша очень удивился, но все же последовал
за ней.
Когда
та прочно уселась, то стала читать:
"Гайда вярба да Киева!" Тут дерево
оторвалось от земли и полетело...
Вскоре
приземлилось в каком-то странном месте,
где проходили не менее странные гуляния.
Стало очевидно, что молодой человек
оказался на так называемом шабаше, а
та, которую он любил, - самая настоящая
ведьма.» источникhttp://kryptocom.org/publ/21-1-0-143
Ведьмы бывают разные....
Исследователи
делят украинских ведьм на полесских и
карпатских, последних еще называют
босорками. Если полесская ведьмачка могла выступать в образе обольстительной
красавицы, то босорка — всегда страшна,
безобразная старуха, ведьма — двоедушница.
Как и полиссянка. Босорка могла
превращаться в различные предметы и
животных, насылать порчу и красть молоко.
Только была у нее еще одна совершенно
неприятная способность - красть ребенка
из чрева матерей, а еще они могли
подменивать младенцев на своих —
уродливых и горбатых Босорки вредили
людям преимущественно ночью. Но было у
них время особой активности, когда они
могли действовать в любое время суток.
Такими днями традиционно считались
Иванов день (24 июня), день святой Лукии
(венгр. Луцы) (13 декабря) и день святого
Георгия (24 апреля). Считалось, что на
Иванов день босорки собираются на свои
шабаши, в день святого Георгия на рассвете
голыми руками собирают росу, чтобы
увеличить удой своих коров.
http://mifolog.ru/mythology/item/f00/s00/e0000859/index.shtml
В последнее время, совершенно
отдельной категорией выступают киевские
ведьмы, но о них речь пойдет немного
позднее.
автор статьи - Bassarida
|