«...–Ну, слушай! Чего прежде
было – забудь. Раньше ты волю свою
показывал да Месяц с небес перед
Рождеством воровал, теперь же – зась!
Наша теперь власть!..
Не выдержал Черт – улыбнулся.
Славная была история с Месяцем, ох
славная, даже теперь вспомнить приятно!
Ведь это только кажется, что Месяц с
небес легко добыть, если ты черт, конечно.
Хитрое оно дело, не всем чертям доступное.
–И про Рождество забудь. Нет
теперь Рождества – и Великдня нет, и
Петрова поста разом с Великим. Порядки
теперь здесь правильные, пекельные.
Никаких тебе ведьмовских шабашей,
никаких опыров с одминами. Были – и
нету! А какие остались, строго живут, по
патенту работают, не самовольничают.
Потому что души теперь тоже целиком –
наши. У кого хотим, у того отнимаем, и не
иначе. Понял ли?
–Понял!– кивнул Черт, немало
удивляясь.– Что ведьм с прочими скрутили,
ясно. И что души ваши целиком – тоже. Но
с Рождеством-то как вышло?
–А календарь о
восемнадцатом годе зачем меняли?–
заухмылялся черт Фионин.– Календарь
поменяли, а праздники все в прежние дни
оставили, по старому стилю. Вот и нет
теперь в них силы!...»
«Пентакль»
(«Чертова экзистенция»,
«Пентакль упрямцев I»)
Андрей Валентинов, Генри
Лайон Олди, Марина и Сергей Дяченко НЕМНОГО О КАЛЕНДАРЯХ И ПУТАНИЦАХ.
Как по мне, так
лучше и не скажешь, про всякие
перемены-переносы праздников. С вами
такого никогда не было? Вот празднуешь...и
как-то не очень? Я, к примеру, Купала
практически всегда по старому стилю
отмечала, и день свадьбы к Купальской
ночи специально подобрала, даже с
всесильными органами регистрации
пришлось через знакомых договариваться)
Но сегодня речь пойдет совсем не про
это, а про праздники, которые у разных
народов такие....похожие)
Не секрет, что
для успешного акта Крещения языческой
Руси была предпринята гениальная по
своему замыслу акция — наслоение
христианских традиций на привычные
языческому люду праздники, вот и теперь
мы празднуем Ивана Купала, Пасху,
Рождество в сакральные для наших предков
дни, празднуем мешая христианские и
языческие традиции, превращая все это
у компромиссный и удобоваримый винегрет, но не мне судить.
Руси еще и не
повезло. Она пережила несколько
календарных реформ. Следует упомянуть
Юлианский календарь, который в России
обычно называют старым стилем.
Переход на этот календарь был совершен
Петром Первым в 1699 году.
Новый год стали праздновать не 1сентября,
а 1января. До этого момента летосчисление
велось «от Сотворения мира».
Григорианский календарь был принят в
1918-м. Естественно, что в результате всего
этого, древние праздники, приуроченные
к определенным астрономическим датам,
были сдвинуты. И их следует праздновать
не согласно церковному или гражданскому
календарю, а согласно традиционному —
астрономическому.
В данной статье
я не только хочу рассказать о наслоении
христианских праздников на языческие,
но и затронуть вопрос о связи таких
сильных дней у нас и у наших близких и
дальних соседей.
Все даты идут
по новому стилю — Григорианскому
календарю, а в скобках указана дата по
Юлианскому — старому стилю.
Ну что ж, начнем
с Зимы-матушки! Для удобства, пойдем по Колесу Года! ЗИМА Колесо Года
Yule (Йоль)—
зимнее солнцестояние
Праздник зимнего
солнцеворота у германских народов,
празднуется 19-20 декабря — дата
астрологически «плавающая». В
Йоль рождается Бог-Солнце, и с этого дня
он будет расти и набираться сил.
Славянские
языческие традиции.25 декабря.
Коляда. Зимнее солнцестояние. Опять же,
согласно астрономическим данным,
наступает в районе 21 (22) декабря.
Этот
древний праздник был связан с зимним
солнцестоянием и, позднее совмещен с
Рождеством Христовым. По хатам ходили
ряженые, пелись песни с пожеланиями
изобилия, счастья и здоровья, какие
колядки пели — заслушаешься! Колядующие
наряжались козой, коровой, медведем -
все это древние символы изобилия.
Полагают, что Коляда признавалась
славянами за божество веселья Последний
патриарший запрет на поклонение Коляде
был издан 24 декабря 1684 года.
Христианские
православные традиции.
22 декабря (9
декабря) - Анна Зимняя. По календарю
начало зимы. Зима устанавливается
окончательно.
Анна Тёмная. Зачатие святой Анны.
Церковь празднует не только рождение
Богородицы, но и зачатие. С праздника
Зачатия Анны зачинается зима: осень
кончается, зима зачинается. В это утро
богослужение в церквах проводится
торжественнее, чем в обычные дни, ибо
22 декабря – это день, «егда зачат
Пресвятую Богородицу». Хорошо схвачен
мотив рождения (зачатия)
25 декабря (12
декабря) — праздник Коляда окончательно
совмещен с днем
памяти святителя Спиридона Тримифунтского
— чудотворца. (Остальные обязанности
и способности Коляды «взял на себя»
Николай-Чудотворец)
6 января (24
декабря) — В христианской традиции
- Сочельник.
7 января (25
декабря) - Рождество. Начинаются
Святки, которые продолжаются аж до
Крещения - 19 января. Во все это время
справляются святочные обряды, устраиваются
гадания, увеселения, шатанье ряженых
по дворам и улицам — веселье и дым
коромыслом.
Колесо Года.
Имболк - 1-2
февраля
На закате 1
февраля начинается празднество,
отмечающее завершение зимнего сезона
и начало весеннего. Это Имболк, время
очищения, роста и возобновления.Это
праздник свечей, огня и тепла домашнего
очага, праздник молока и пряной сдобы.
Славянские
языческие традиции.
15 февраля (2
февраля )— Громница Это очень древний
праздник, он уходит корнями во времена
язычества, в этот день приносили жертвы
богу Перуну (Громовнику).
24 февраля (11
февраля) - день Велеса— одного из
центральных божеств в славянской
мифологии, божество скота (правильно,
у кого — коровы, а у кого - овцы). В этот
день в жертву божеству приносили коровье
масло.
Христианские
православные традиции.
15 февраля (2
февраля) - Сретение. Сретенские морозы.
С давних времен этот день считался
первой встречей весны.На сороковой
день после рождества Христова и по
исполнении дней законного очищения,
Пречистая Богородица вместе со святым
Иосифом пришла из Вифлеема в Иерусалим
ко храму Божию, принеся сорокадневного
младенца Христа. По закону Моисееву,
родители должны были приносить в храм
для посвящения Богу своих первенцев
(то есть первых сыновей) на сороковой
день после рождения. При этом полагалось
в благодарность Богу принести жертву.
24 февраля (11
февраля) — Власий, который
почитался....правильно! - покровителем
скота! Празднование этого дня сохранило
много обрядов, связанных с представлением
о языческом славянском боге Велесе:
"Власьев день - коровий праздник".
"У Власия и борода в масле" —
отголосок памяти о подношениях богу
Велесу маслом.
И на закуску
уникальный день — 29 февраля!
В этот день
почитается самое ужасающее божество
древних славян — всем известный Кащей,
который «над златом чахнет» как написал
А.С.Пушкин. Кащей или Чернобог (черный
Змей, Кощей) - Повелитель Нави, Тьмы и
Пекельного царства. Бог холода,
уничтожения, смерти, зла; Бог безумия и
воплощения всего плохого и черного. У
Кащея были ключи от Пекельного Царства
и посох.По старославянским
обычаям, ровно в полночь с 29 февраля
на 1 марта нужно было торжественно
раздавить в руке сырое куриное яйцо
— таким образом Кащею, смерть которого
традиционно скрывается в яйце, приходит
конец, а поскольку Кащей символизирует
собой зиму, то заодно оканчивается и
зима.
А в христианской
традиции появился Касьянов День!
День Касьяна
Немилостливого, Касьяна Завистника,
Кривого Касьяна. Так именуется день
памяти Святого Кассиана Римлянина,
который отмечают именно 29 февраля. 29
февраля не работали, предпочитали не
совать носа из избы, особенно до солнечного
восхода, боясь "глаза Касьяна".
"Касьян на что ни взглянет — все
вянет. Касьян на траву взглянет — трава
вянет, на скот — скот дохнет, на дерево
— дерево сохнет. На народ взглянет —
народу тяжело". Есть одна легенда о
том, что Касьян когда-то был ангелом, но
предал Б-га, а другая легенда говорит.
Что Касьян был Стражем у Адовых Ворот,
небось ключи у него знатные был....как у
Кащея! Правда к святому эти легенды не имеют никакого отношения, просто не совсем удачный день ему достался.
Благодарность источникам. которые были использованы для написание этого обзора.
http://www.abc-people.com/typework/history/hist13.htm
http://www.calend.ru/
http://www.wheelofyear.com/
http://ru.wikipedia.org
http://www.vsluh.ru/news/society/135484.html
Перепечатка материала или его части возможна только с указанием автора и ссылки на сайт http://spasateli.ucoz.ru/(c) Bassarida
|