Советы Лоддфафниру – по большей части продолжение правил поведения в быту. Они интересны, но по большей части так или иначе повторяют начальную часть Речей Высокого, поэтому не станем особо заострять на них внимание. Кроме, разве что вот такой прекрасной строфе, касающейся отношений между мужчиной и женщиной:
130 Советы мои,
Лоддфафнир, слушай,
на пользу их примешь,
коль ты их поймешь:
если встречи с красавицей
ищешь и ею
насладиться намерен —
обещанья давай
и крепко держи их!
Добро не прискучит.
Грубо говоря, Один рекомендует тут крепко держать свое слово и, если что-то пообещал, то держаться своего обещания. А так как раньше он советовал не давать ложных обещаний тем, кто тебе дорог или нравится, то получается, что при соблюдении этих правил, семья будет крепкой и счастливой. То есть принцип «пацан сказал – пацан сделал» Одином признается как очень важное понятие для праведной жизни обитателей Мидгарда.
Но вот со 138 строфы начинается учение руническому знанию.
138 [108] Знаю, висел я
в ветвях на ветру
девять долгих ночей,
пронзенный копьем,
посвященный Одину,
в жертву себе же,
на дереве том,
чьи корни сокрыты
в недрах неведомых.
139 Никто не питал,
никто не поил меня,
взирал я на землю,
поднял я руны,
стеная их поднял —
и с древа рухнул.
Здесь повсюду мы видим девятку – девять дней, девять ночей. Даже сам Иггдрасиль, к которому Один сам себя приколотил копьем – есть связующая ось между девятью мирами. А когда Один «поднял» руны с земли, то:
140 Девять песен узнал я
от сына Бёльторна,
Бестли [109] отца,
меду отведал
великолепного,
что в Одрёрир [110] налит.
141 Стал созревать я
и знанья множить,
расти, процветая;
слово от слова
слово рождало,
дело от дела
дело рождало.
Опять таки – девять песен. Почему именно девять, а не семь – как обычно? Все дело в том, что северная традиция, происходящая из арийской скотоводческой цивилизации, счет дням вела по солнечному календарю, а не по лунному, по которому жили земледельческие народы. В солнечный год прекрасно вписывалось другое священное число – сорок. Вместе с девяткой получались сорок девятидневных недель с дополнительными днями у солнцестояний, которые считались праздничными. Полные сутки, образованные девятками дней и девятками ночей, могут намекать на полные годы, которые Один провел в аскезе, познавая мудрость. Получается, что на это у него ушло девять лет. Достаточно большой срок, если учитывать длительность жизни у воинов конца I - начала II веков до нового летоисчисления.
Получается, что Один знал песню каждого дня недели и, следовательно, мог предвидеть все, что было раньше и все, что может случиться в любой день в будущем.
Все стенания Одина по поводу голода, холода и ограниченности маневра во время висения на Иггдрасиле могут быть поняты довольно однозначно – ему самому пришлось разбираться с этой проблемой. А вот когда перед Одином открылся истинный путь к познанию мудрости, то все проблемы решились, и появился свет, не просто который «в конце тоннеля», а который залил все пространство и не оставил ничего, что было бы недоступно взору и разуму.
Главные умения, относящиеся к рунической магии, Один перечисляет здесь:
144 Умеешь ли резать?
Умеешь разгадывать?
Умеешь окрасить?
Умеешь ли спрашивать?
Умеешь молиться
и жертвы готовить?
Умеешь раздать? [113]
Умеешь заклать?
И сразу же дает ответ:
145 Хоть совсем не молись,
но не жертвуй без меры,
на дар ждут ответа;
совсем не коли,
чем без меры закалывать.
Так вырезал Тунд [114]
до рожденья людей;
вознесся он там,
когда возвратился.
Далее идет перечисление умений, достигнутых Одином в изучении рун. Общим числом умений восемнадцать – и это опять дает нам две девятки, то есть полный цикл солнечной недели – девять дней и девять ночей.
Все умения Одина, им оглашенные, направлены на помощь людям. Что в очередной раз показывает общий гуманизм Речей Высокого в контексте Северной мифологии и ее человеколюбие - в отличие от человеконенавистнических идей некоторых иных религий.