Расстановки по Хеллингеру с использованием таро Подготовлено - Lisika
Читайте также Практика расстановок на таро по Хеллингеру
Речь пойдет о методе системной
семейной психотерапии. Говорят, что австрийский
психотерапевт и психоаналитик, который долгое время был миссионером
католической церкви в Южной Африке, почерпнул идеи, увидев решение родовых
проблем в среде древних африканских племен. Хеллингер долгое время ничего не
писал о методе, считая, что это очень трудно сделать, легче провести на
практике. Первые описания появились, когда Хеллингеру было 65 лет, и сделал их Гунтхард
Вебер - врач-психотерапевт, участник группы. В настоящее время этот метод
используется в групповой терапии и
индивидуальном консультировании.
Суть метода расстановки по Хеллингеру
Суть метода «семейной расстановки
по Хеллингеру» состоит в том, что человек, обращающийся с серьезной проблемой,
в первую очередь выбирает «заместителей» из группы людей, участвующих в
расстановке. «Заместители» будут играть роли реальных персонажей, которые
присутствуют в жизни человека, и, как он считает, могут косвенно или непосредственно
иметь отношение к сложившейся проблеме. В процессе расстановки ситуация будет
проигрываться, персонажи будут озвучивать свои роли, говорить о своих
состояниях и переживаниях. История будет восстанавливаться шаг за шагом.
Главное, что необходимо сделать в процесс расстановки – найти дисбалланс между
персонажами или силами, создающими ситуацию. Далее следует так переместить «заместителей»,
чтобы перестало ощущаться состояние дискомфорта, чтобы балланс востановился. После
перемещения сил ситуация снова проигрывается с помощью персонажей. Результатом
качественно проведенной расстановки должно быть ощущение физического и
психического облегчение у человека,
пришедшего с проблемой. А также стойкое понимание, что нужно изменить, как
выйти из ситуации. Благодаря тому, что «заместители» выбраны совершенно
непредвзятые, появляется возможность получить новую информацию о своей
проблеме, поднять на поверхность то, что раньше блокировалось многими
факторами.
Какие проблемы можно решать по Хеллингеру
Речь пойдет о дисбаллансе в
иерархии. Имеется в виду, что есть система (семья, род), в которой нарушены
естественные законы, принятые в системе и идущие из поколения в поколение. Берт
Хеллингер называл это «семейным переплетением». Незавершенные процессы прошлого
в семье вовлекают ныне живущих членов в то, что было давно. Так действует закон
уравновешивания системы. Потомки, подчиняясь этим законам, призваны завершить
незавершенное их предкам: догоревать, доделать, прожить что-то за кого-то... Сам
того не осознавая, человек живет не свою жизнь.
Примерами могут быть ситуации,
когда красивая и умная женщина не находит себе пары; человек много работает, но
беден; при серъезной заботе о здоровье возникают тяжелые болезни; человек не
хочет пить, играть, принимать психотропные препараты, но не может избавиться от
зависимости и т.д.
Дисбалланс происходит между
понятиями «брать/давать». Наример, на отношения между отцом и дочерью
непроизвольно будет влиять отношение отца и матери девочки. Если мать не
додала, то вынуждена будет отдавать долги дочь. Этого не должно происходить.
Нарушается иерархия, мать и дочь меняются местами. Дочь проживает жизнь матери,
вместо того, чтобы отрабатывать свою жизнь.
Виды расстановок
Наиболее часто людей тревожат
проблемы семейного типа. Однако расстановки можно проводить для любых систем с
иерархической структурой.
Семейные расстановки работают с семейными проблемами, с внутриличностными конфликтами,
проблемами линии рода. Структурные
расстановки решают проблемы, связанные с деньгами, работой, болезнями,
страхами. Организационные
расстановки используются для разрешения проблем в трудовых коллективах, в том
числе можно рассмотреть дисбаланс между тем, кто помогает и кому помогают. Сценарные расстановки применяют для
ситуаций принятия решения, поиска новых путей в период застоя.
Расстановки Хеллингера и таро
Чаще всего расстановки проводят в
группе. Однако не каждый может оголить свои проблемы перед группой. Не всегда
есть возможность собрать благоприятную группу для проигрывания сценария. В случае,
если клиенту некомфортно, проводится скрытая расстановка, т. е. без озвучивания
какой-либо информации. Cтепень
открытости своей работы регулирует сам клиент.
Одним из выходов является
использование для сеанса расстановки – таро. Этот метод предлагает использовать
Алена Солодилова,
которая активно его практикует, изучает, углубляет. Порядок проведения расстановок цитируется практически без изменения. Сеансы могут проводится
классически в группе, где колода используется для диагностики системного
процесса, а заместителями являются люди из группы.
Ход расстановки на таро в группе
1)
В ходе расстановки в первую очередь выполняется
запрос «В чем ситуация? Чего ты хочешь?»
Клиент выбирает аркан случайным
образом, не видя карты.
2)
Потом он говорит, что видит на карте, на чем концентрируется:
«Что ты видишь? Какие фигуры и символы обращают на себя твое внимание? Что ты
выделяешь в рисунке карты?»
3)
Далее на
каждый выделенный символ (фигуру) участник выбирает заместителей из числа
других участников. Он легко прикасается к каждому и проговаривает ему его роль.
Например: «Володя, ты посох в руках Мага». Затем он показывает каждому
участнику, где и как ему встать в расстановке. Пусть выбор заместителей и их
места будет спонтанным, интуитивным, без логики и размышлений.
4)
Следующим этапом является проживание
заместителями состояний, передвижение, проговаривание. На этом этапе
расстановки заказчик смотрит на действие со стороны. Тем временем, ведущий просит
заместителей вчувствоваться в свои желания, отследить возникшие мысли и эмоции,
двигаться так, как сейчас хочется. Расстановка оживает. Заместители
обмениваются посланиями друг к другу: «Я чувствую к тебе… Я хочу от тебя…»
5)
Теперь в расстановку вводится сам клиент. В
определенный момент ведущий просит всех заместителей проговорить свои послания
друг другу одновременно, а клиента – вслушаться в этот сонм голосов, чувств,
требований и выбрать ту фигуру, которая сильнее задевает эмоционально, в
которой он чувствует для себя больше энергии, и встать на её место. И из этой
роли сделать движения, совершить поступки, сказать слова, которые гармонизируют
расстановку в целом так, чтобы каждому её участнику стало хорошо, каждый нашел
себе своё место.
6)
Обязательным этапом является завершение
расстановки с выводом из «ролей». Заместители освобождаются от ролей также
через прикосновения и слова. Например: «Володя, ты не посох в руках Мага, ты
Володя». Он соглашается: «Да, я не посох в руках Мага, я Володя».
7)
Завершается расстановка общим опросом. С
заместителями на этом этапе стоит работать глубже, чем с заказчиком
расстановки. Вопросы к заместителям: «Как ты себя чувствовал в этой роли? Как
ты думаешь, почему тебя выбрали на эту роль? О чем это в твоей жизни?» Вопросы
к участникам-наблюдателям: «Какие чувства затронула расстановка? Что ты переживал?»
Вопросы к «заказчику» расстановки: «Какие сюжеты своей жизни, отношения с
какими конкретными людьми ты узнал в ходе расстановки? Что важного для тебя
здесь произошло? Как ты сейчас?»
Следует обращать внимание на
полноту проявления архетипа. Например, если женщина средних лет жалуется на хроническую боль в горле и достает из
полной колоды Аркан Повешенного, потом акцентирует внимание на «сияющей голове»
и «ногах», то в ходе расстановки следует рассматривать проявление архетипа на следующих
уровнях:
Физический – запрос – хроническая
боль в горле.
Уровень субличностный – отрицание
части своего «Я».
Уровень семейный – многолетняя
обида на мужа.
Уровень событийный (сценарный) –
созависимые отношения с мужчинами.
Уровень родовой – насильственная
смерть мужчины.
Уровень культурный – мученичество
как идея.
Уровень архетипа – жертва.
Индивидуальная расстановка с помощью расклада таро
Работа полностью проводится с
помощью расклада таро, «заместителями» являются сами карты. Здесь есть три
этапа.
1)
Запрос. (Так же как и в предыдущем варианте).
Исходя из запроса, клиент вытягивает карты из колоды («взакрытую») – себя и
заместителей. Далее нужно попросить клиента расположить закрытые карты в поле
расклада так, как ему хочется (не задумываясь), и только потом открывать их.
2)
Процесс. Ведущий (а иногда сам клиент) перемещают
карты согласно композиции расклада, согласно логике поля расклада (наверху
предки, внизу потомки), согласно желанию клиента или желанию ведущего. Так же в расстановку по
необходимости вносятся дополнительные карты, иногда убираются «не рабочие». При
качественном изменении расстановки возможно вытягивание «проверочных» карт. В
ходе расстановки действия согласуются с содержанием образов карт, с телесными и
вербальными проявлениями клиента, с субъективными переживаниями ведущего.
3)
Завершение. Завершением наступает, когда картина
расстановки выглядит гармоничной по содержанию карт и согласуется с логикой
поля расклада, когда клиент и терапевт ощущают внутреннее согласие с
произошедшим. Использованы материалы:
Источник1 , Источник2 , Источник3 Копирование матриалов возможно только с указанием адреса сайта spasateli.ucoz.ru Читайте также Практика расстановок на таро по Хеллингеру
|